Материалы для педагогов

Консультационные материалы

«Организация условий в учреждении дошкольного образования для оптимизации двигательной активности и оздоровления детей»

Организация условий в учреждении дошкольного образования для оптимизации двигательной активности и оздоровления воспитанников включает в себя специально организованный целостный двигательный режим в совокупности с природно-экологическими, психогигиеническими факторами, направленными на укрепление здоровья детей, их полноценное физическое развитие.

Психогигиенические факторы включают общий режим труда и отдыха, питание, гигиену одежды, обуви, физкультурного оборудования и т.д. Природно-экологические факторы связаны с природой. Солнце, воздух и вода могут щедро одарить ребёнка здоровьем, если:

- больше времени проводить на воздухе;

- чаще соприкасаться с природой: ходить босиком, ходить по воде;

- больше двигаться, используя всё разнообразие способов движений в естественной природной среде.

Особенно важно использовать природные факторы в качестве закаливающих процедур.

Движения и физические упражнения считаются специфическим средством физического воспитания. Двигательная активность – биологическая потребность организма, от степени удовлетворения которой зависит здоровье детей, их физическое и общее развитие.

Общая продолжительность двигательной активности должна составлять не менее 50-60% периода бодрствования ребёнка. Содержанием двигательного режима является двигательная деятельность, разнообразная по составу движений, физических упражнений, видам и формам. Периоды двигательной активности могут чередоваться со спокойными видами деятельности. Каждый ребёнок по своему желанию должен иметь возможность двигаться самостоятельно в любое время дня.

Двигательную активность детей обеспечивает предметно – пространственная среда. Роль взрослых состоит в том, чтобы открыть привлекательность среды для ребёнка и направить его активность на взаимодействие с ней.

При проектировании предметно-пространственной среды следует исходить из необходимости учёта возрастных, полоролевых и индивидуальных особенностей воспитанников, их интересов, предпочтений, возможностей. Особое внимание следует обратить на условия для самостоятельной двигательной деятельности. В целях реализации индивидуальных интересов, склонностей и потребностей среда должна обеспечивать право и свободу выбора каждого ребёнка на любимое занятие.

Развивающая физкультурно-игровая среда дошкольного учреждения включает:

- достаточные площади для движений в помещении и на участке, личное пространство, как для движений, так и для отдыха и уединения;

- время для самостоятельной двигательной деятельности, официально закреплённое в распорядке дня;

- физкультурное оборудование и инвентарь;

- специальное оборудование: центр здоровья, где можно проверить осанку, рост; дорожка для коррекции стопы и т.д;

- общую спортивную площадку на участке;

- «тропу здоровья»;

- маршруты для прогулок-походов;

- площадки для спортивных игр в баскетбол, волейбол, футбол, городки;

- спортивный инвентарь (санки, лыжи, коньки, самокаты, велосипеды);

- атрибуты (колокольчики, нагрудные знаки, шапочки для игр и др.);

- стационарное и переносное оборудование для всех основных движений.

Физкультурное оборудование должно отвечать правилам безопасности, охраны жизни и здоровья детей, нормам гигиены и эстетики.

Эффективно используя физкультурное оборудование, педагог обеспечит разнообразную и интересную для детей деятельность. Размещение оборудования должно быть удобным: дети могут подойти к нему с разных сторон, не мешая друг другу.

Важным моментом оптимизации двигательной активности является создание новизны. Детям надоедает однообразие. Новизна создаётся за счёт смены переносного оборудования, размещения на стационарном и переносном оборудовании дополнительных деталей (навесных, приставных); объединения разных пособий в своеобразные комплексы (полосы препятствий, дорожки, заборчики); перестановка пособий в различном пространственном расположении.

Одной из главных причин недостаточной двигательной активности воспитанников в дошкольном учреждении является нерациональная организация площадей групповых помещений. Создавая многочисленные так называемые «центры развития», педагоги почему – то забывают об условиях для движений и ограничиваются лишь организацией «физкультурного центра».

Необходимо помнить, что «физкультурный центр» - это не место для хранения нескольких физкультурных пособий, а прежде всего пространство, где каждый из детей может двигаться, не мешая другим. К «физкультурному центру» и его оборудованию предъявляются следующие требования: педагогические, эстетические, гигиенические. В целях безопасности его необходимо удалить от окон и дверей. Материалы, из которых изготовлено оборудование, должны отвечать гигиеническим требованиям, быть экологически чистыми и прочными.

Для обеспечения максимальной двигательной активности воспитанников в организованной двигательной деятельности необходимо:

- определить объём физической нагрузки для детей данного возраста и распределить её с учётом состояния их здоровья и уровня физической подготовленности;

- предусмотреть достаточную площадь, рациональное размещение физкультурного оборудования и пособий, санитарно-гигиенические требования, следить за наличием соответствующей одежды и обуви;

- продумать задачи и программное содержание в соответствии с основными принципами учебной программы дошкольного образования;

- давать ясное лаконичное объяснение заданий, чётко показывать упражнения;

- продумать музыкальное сопровождение, которое будет сочетаться с движениями, и создавать положительный эмоциональный настрой у детей;

- использовать разные способы организации детей;

- с целью закрепления и совершенствования приобретённых двигательных навыков и умений предоставлять детям возможность самостоятельно воспроизводить упражнение;

- обращать особое внимание на создание высокой вариативности педагогических условий, что способствует более эффективной реализации двигательной активности детей (за счёт новизны упражнений, внесения новых пособий и предметов, постепенного усложнения двигательных задач);

- активизировать мыслительную деятельность каждого ребёнка. Для этого следует использовать пространственную терминологию, предоставлять ребёнку самостоятельный выбор способа выполнения действий, задавать наводящие вопросы, создавать поисковые ситуации.

На 3 году жизни надо приучать детей к двигательной деятельности, создавая для этого необходимые условия: предоставлять в свободное пользование игрушки и предметы, стимулирующие двигательную активность малыша, вносить в группу физкультурное оборудование, которое насыщает их двигательную деятельность. Игрушки и пособия используются под руководством педагога.

Для детей 4 года жизни важны наличие места для движений, различные игрушки и пособия. В этом возрасте дети достаточно самостоятельны в движениях, поэтому не следует непосредственно опекать их. Важно вовремя напомнить, подсказать малышам, что и как нужно делать, помочь проявить инициативу.

В среднем дошкольном возрасте у детей возникают сравнительно более устойчивые интересы к самостоятельной двигательной деятельности (индивидуальные игры с мячами, катание на велосипеде). Повышение двигательной активности достигается поощрением индивидуальных игр.

В старшей группе педагог должен влиять на выбор ребёнком соответствующих упражнений и игр, поскольку в этом возрасте ярко прослеживаются индивидуальные различия двигательной активности детей.

Все, выше перечисленные, условия способствуют оптимизации двигательной активности и оздоровлению детей.

Источник: Власенко, Н.Э. С физкультурой в дружбе / Н. Э. Власенко // Пралеска. 2008, №3. С. 40-50.

 

Консультация "Значение квест-игр

для развития двигательной активности воспитанников

в учреждении дошкольного образования"

Современная концепция образования нацеливает педагогов на формирование целостной системы универсальных учебных навыков и умений. Интерактивная игра — наиболее эффективная и оригинальная образовательная технология, которой под силу создать благоприятные условия для активизации у детей интереса к познавательной деятельности и стремления с увлечением решать проблемные задачи. Кроме того, формат игры пробуждает командный дух, стимулирует гибкость поведения детей, поиск неординарных решений, желание взаимодействовать как друг с другом, так и со взрослыми. Способность снизойти до влечений ребёнка и руководить ими присуща лишь душе возвышенной и сильной. Мишель Монтень Квест (от англ. поиск, приключение) – путешествие к цели через преодоление трудностей и испытаний, универсальная игровая технология, построенная на синтезе обучающих и развлекательных программ, активизирующая соревновательные механизмы в психике ребёнка, самостоятельность действий и способствующая полному погружению в происходящее.

Интерактивная игра — это эффективная и оригинальная образовательная технология Квест — это возрождение хорошо забытой старой игры в «секретики» или «казаки-разбойники» на новый лад. Такой увлекательный способ организации поисковой деятельности в рамках учебного процесса был предложен и разработан американским профессором Доджем Берни в середине 90-х годов прошлого столетия. Важным преимуществом технологии является то, что она не требует специальной подготовки педагога или дорогостоящих инвестиций, главное — искреннее желание творить и экспериментировать вместе с детьми.

Однако, для того чтобы квест получился по-настоящему интересным и увлекательным для всех участников, от педагога потребуется высокий уровень профессиональной подготовки, изобретательность, творческое мышление и личный артистизм. В квесте воспитатель выступает в роли мудрого и внимательного наставника, именно он определяет цели, продумывает и составляет игровой маршрут, готовит задания, оценивает результат командных усилий и личных достижений каждого ребёнка.

Значение квест-игр

Обучают умению планирования и прогнозирования; закладывают основы самоанализа; воспитывают навыки коллективного сотрудничества; развивают волевые качества и целеустремлённость; создают благоприятную эмоциональную среду, способствующую релаксации, снятию нервного напряжения и психологического напряжения; способствуют формированию творческой, физически здоровой личности с активной жизненной позицией.

Задачи квест-игр:

-активизировать интерес к познанию окружающего мира;

-помочь воспитанникам усвоить новые представления и закрепить ранее изученные;

-создать комфортный эмоциональный настрой, способствующий личностной самореализации;

-воспитывать взаимопонимание и чувство товарищества, формировать умение решать конфликты;

-способствовать развитию мышления, речи, интеллектуальных и творческих способностей, коммуникативных навыков;

-стимулировать инициативность и самостоятельность, исследовательскую и экспериментальную деятельность.

Квест-игра реализуется в форме своеобразного сплава всех образовательных областей, поскольку во время решения поставленных задач происходит практическое соединение разнообразных видов деятельности:

-игровой (дидактическая, подвижная, спортивная);

-социально-коммуникативной (развитие речи, здоровьесбережение, ОБЖ);

-художественно-изобразительной (рисование, конструирование и т. д.);

-познавательно-исследовательской (окружающий мир, география, космос, техника и т. д.);

-театрально-музыкальной;

-восприятие художественной литературы и знакомство с народным творчеством.

Приёмы:

-дидактические,

-спортивные,

-театрализованные,

-компьютерные,

-оздоровительные и другие игры;

-арт-терапия (изотерапия, драматизация, музыкальные и танцевальные импровизации);

-интеллектуальные викторины;

-задания творческого характера;

-загадки, кроссворды, ребусы;

-конструирование, моделирование;

-экспериментирование.

Одним из приёмов проведения квест-игры являются спортивные игры.

 

Как организовать квест-занятие

в рамках учреждения дошкольного образования?

Вам не удастся никогда создать мудрецов, если вы будете убивать в детях шалунов. Жан-Жак Руссо Методика организации и проведения квест-занятия для дошкольников. Проводить игры можно как в помещении детского сада, перемещаясь из групповой комнаты в спортзал, затем в бассейн, на кухню или в зал для музыкальных занятий, так и в музее, библиотеке, на природе, во время прогулки или экскурсии.

Квесту «все возрасты покорны», практикуется он и в младших группах, но диапазон интересных и сложных заданий значительно расширяется в старших группах. Старшие воспитанники с восторгом воспринимают такую интересную форму квеста, как геокэшинг — игра с элементами ориентирования на открытой местности, сценарий которой связан с поиском тайных сокровищ пиратов.

Продолжительность квест-занятия в учреждении дошкольного образования больше, чем обычного занятия, и составляет:

20–25 минут для младших воспитанников;

30–35 минут для воспитанников средней группы;

40–45 минут для старших воспитанников.

Типология квестов

Линейные — задания взаимосвязаны по принципу звеньев одной логической цепи.

Штурмовые — команды получают задачу, подсказки, но пути продвижения к цели определяют самостоятельно.

Кольцевые — круговой аналог линейного квеста, когда команды отправляются в путь из разных точек и каждая следует по своему маршруту к конечной цели. Наиболее популярными и доступными для дошкольников игровыми вариантами являются бродилки, проекты, головоломки и т. д.

Основная идея коллективной игры-бродилки,  предельно проста — команды, перемещаясь по пунктам игрового маршрута, последовательно выполняют взаимосвязанные друг с другом задания. Справившись с одним заданием, дети получают подсказку, с помощью которой они переходят к следующему испытанию. Такой способ организации игрового приключения дополнительно мотивирует исследовательскую активность маленьких участников. Выполнив одно задание, дети получают подсказку, с помощью которой они переходят к следующему испытанию.

Этапы прохождения квеста

Игровые события квеста разворачиваются в определённой последовательности:

- Пролог — вступительное слово ведущего, в котором воспитатель настраивает детей на игру, старается заинтересовать, заинтриговать, направить внимание на предстоящую деятельность. Например, в соответствии с игровой легендой дети становятся следопытами и должны провести мини-расследование в поисках пропавшего котёнка. Ещё одним интересным сценарным вариантом может стать превращение дошкольников в космических путешественников, отправляющихся на ракете в поисках полезных ископаемых, необходимых для спасения человечества.

- Организационная часть квеста также включает: распределение детей на команды; знакомство с правилами; раздача карт и буклетов-путеводителей, в которых в иллюстрированной форме представлен порядок прохождения игровых точек.

- Экспозиция — прохождение основных этапов-заданий игрового маршрута, решение задач, выполнение ролевых заданий по преодолению препятствий. Предусмотрена стимулирующая система штрафов за ошибки, а также бонусов за удачные варианты и правильные ответы.

- Эпилог — подведение итогов, обмен мнениями, награждение призами игроков команды, одержавшей победу. Примеры вопросов для проведения аналитической беседы и итоговой рефлексии: Что вызвало наибольший интерес? Что узнали нового? Что показалось трудным? Довольны ли вы своими результатами? Что получилось, а над чем нужно ещё поработать?

Примеры оформления игрового маршрута

Маршрутный лист: загадки, кроссворды, закодированное слово, ребусы, которые станут подсказкой по поводу того места, куда следует отправиться.

«Волшебный клубок». К нити прикреплены записки с названием пунктов следования. Карта — изображение маршрута в схематической форме.

«Волшебный экран» — планшет, на котором размещены фотографии мест, куда должны переместиться ребята.

«Следы». Пройти от одного задания к другому можно по нарисованным стрелочкам или приклеенным следам. Получить право на передвижение можно, разгадав загадку или ответив на вопрос, который написан, например, на лепестках ромашки. Получить право на передвижение можно, разгадав загадку или ответив на вопрос, который написан на лепестках ромашки

«Тайник». Капсула с подсказкой может спрятаться в одном из воздушных шариков или в ёмкости с песком, крупой, водой. Можно рассмотреть и выбрать другой вариант тайника, например:

-заморозить в кубике льда;

-написать «секретное письмо» — ребёнок зарисовывает чистый лист бумаги цветным карандашом и с удивлением обнаруживает зашифрованное сообщение в виде изображения, выполненного восковой свечой или белым восковым мелком;

-положить в контейнер, привязать нить и вывесить за окно, ребёнок наматывает нить на палочку, пока не увидит контейнер;

-искать подсказку на ощупь в мешочке с другими мелкими игрушками и предметами;

-спрятать в сундучок, закрытый на навесной замочек, поиск ключа становится самостоятельной забавой;

-спрятать записку в коробочку, положить её высоко и предложить сбить коробочку метким ударом снежка из мятой бумаги.

Примеры заданий «Кроссворд». Дети отгадывают загадки, затем вписывают (малышам помогает педагог) в клеточки первые буквы названных слов и получают слово-подсказку. «Пазл». Собранная из пазлов картинка, подскажет, куда двигаться дальше, например, получилось изображение холодильника, значит, нужно идти на кухню.

Собранное из кусочков изображение подскажет ребятам направление движения «Лабиринт». Нужно проползти между натянутыми верёвками или преодолеть тоннель, сконструированный из мягких деталей напольного строительного конструктора.

«Зеркало». Буквы расположены в зеркальном отражении, дети отгадывают слово и понимают, что следующая подсказка ожидает их в шкафу. Буквы расположены в зеркальном отражении, дети отгадывают слово и понимают, что следующая подсказка ожидает их в шкафу.

«Кто лишний?». Детям предлагаются картинки с изображениями предметов, задача — определить лишний предмет, который и станет словом-подсказкой. Лишний предмет на картинке станет для малышей словом-подсказкой.

«Составь рассказ». Две команды составляют рассказы по опорной схеме, картинке или таблице. Например, одна команда составляет рассказ о весне, а другая — о зиме. Рассказывают те дети, у которых на эмблеме изображены цветочек и снеговик.

«Цветик-семицветик». На сердцевине цветка, в центре круга, изображён звук «В», на лепестках нарисованы картинки. Задание: подобрать лепестки с изображениями предметов, в названии которых есть звук «В».

«Фея танца». Согласно легенде, детям нужно пройти через пещеру, но сказочная фея пропускает только тех ребят, которые под звуки лёгкой и тихой музыки перевоплощаются в гномов, а, услышав громкую и тяжёлую, изображают грозных троллей.

Источники:

  1. Комарова Т.С., Зацепина М.Б. «Интеграция в системе воспитательно-образовательной работы детского сада», Мозаика-Синтез Москва, 2010, стр. 144.
  2. Короткова Н.А. «Образовательный процесс в группах детей старшего дошкольного возраста», Линка-Пресс Москва, 2015, стр. 208.
 
Выберите язык
Russian Belarusian Chinese (Traditional) English German