Промежуточный отчет по реализации педагогического проекта

Общие сведения

 

Учреждение образования: государственное учреждение образования «Ясли-сад №3 г. Любани»

Руководитель учреждения: Веремейчик Тамара Евгеньевна, заведующий с 2007 года

Количество воспитанников – участников реализации педагогического проекта (таблицы 1):


Таблица 1

Воспитанники и педагоги - участники реализации педагогического проекта в 2018/2019 учебном году

Кол-во воспитанников

Кол-во педагогов

Кол-во родителей (при необходимости)

1.

Всего

Участники педагогического проекта

Всего

Участники педагогического проекта

Участники педагогического проекта

128

46

17

4

-

2.

В том числе по группам воспитанников

 

 

 

 

Средняя

(от 4 до 5 лет)

19

2

1

-

Старшая

(от 5 до 6 лет)

27

2

1

-

Другие

-

13

2

-

Тема педагогического проекта: «Развитие двигательной активности детей в условиях учреждения дошкольного образования»

Сроки реализации: 2017-2020 гг.

Руководитель педагогического проекта с 2017/2018 учебного года: Веремейчик Тамара Евгеньевна, заведующий ГУО «Ясли-сад №3 г.Любани»

Консультант педагогического проекта с 2017/2018 учебного года: Орлова Анастасия Александровна, преподаватель кафедры педагогики и психологии дошкольного и начального образования государственного учреждения образования «Минский областной институт развития образования»

Цель: Развитие двигательной активности детей в условиях учреждения дошкольного образования посредством организации квест-игр

Задачи:

1. Изучить уровень физической подготовленности воспитанников

2. Изучить интегрированный подход к реализации содержания учебной программы дошкольного образования, усвоение которого обеспечит повышение двигательной активности детей

3. Разработать методические и дидактические инструменты, обеспечивающие введение квест-игр в образовательный процесс

4. Организовать деятельность с воспитанниками по развитию двигательной активности посредством проведения квест-игр

5. Оценить эффективность педагогического проекта на основе сопоставления исходных и итоговых результатов показателей двигательной активности

6. Оформить проектный продукт (просветительские и методические материалы, методические рекомендации, тематические квест-игры)

7. Предоставить опыт реализации педагогического проекта педагогам района, области

Ожидаемый результат:

  • Разработка просветительских и методических материалов по развитию двигательной активности воспитанников в условиях учреждения дошкольного образования
  • Оформление методических рекомендаций по использованию квест-игр для развития двигательной активности у воспитанников (буклеты, консультации и т.д.)
  • Разработка тематических квест-игр по развитию двигательной активности у воспитанников в образовательном процессе

Новизна

1.  Это инновационная форма организации образовательного процесса, так как она способствует развитию активной, деятельной позиции ребенка в ходе решения игровых поисковых задач

2.  Воспитанники действуют в условиях обогащенной образовательной среды

3.  Интегрируется содержание различных образовательных областей учебной программы дошкольного образования

4.  Возможно использование ИКТ

5.  Есть детские образовательные квесты и квесты для взрослых

6.  Возможность организовать проведение игр, как в помещении, так и на улице

Содержание работы участников реализации педагогического проекта

В 2018/2019 учебном году учреждение дошкольного образования продолжило реализацию педагогического проекта «Развитие двигательной активности детей в условиях учреждения дошкольного образования» согласно разработанному календарному плану работы на данный период. В ходе работы вносились незначительные коррективы (название консультаций, мероприятий и т.п.). Также необходимо отметить, что в основном, в данный период осуществлялся практический (структурно-содержательный) этап реализации проекта.

Как было отмечено ранее, участниками педагогического проекта являлись воспитанники средней группы «Пчелки» и старшей группы «Звездочка», воспитатели дошкольного образования - Дещеня Елена Викторовна, Иокша Галина Александровна, руководитель физического воспитания – Брагинец Ольга Викторовна, заместитель заведующего по основной деятельности – Стасюк Виктория Александровна.

Содержание работы заместителя заведующего по основной деятельности в большей степени заключалась в методическом сопровождении педагогического проекта – это повышение методической подготовленности педагогических работников посредством проведения лекций, консультаций, семинаров и т.п.; подбор и изучение методической литературы по теме проекта и организация постоянно действующей выставки в информационно-методическом кабинете; оказание помощи в разработке сценариев и проведении мероприятий с воспитанниками; подготовка материалов для заслушивания на педагогических советах, совещаниях при заведующем; помощь при организации самообразовательной деятельности участников педагогического проекта; создание рубрики на сайте учреждения «Педагогический проект» и отражение результатов работы по проекту.

Воспитателями дошкольного образования в основном проводилась работа по подготовке консультационного материала для родителей и разработке конспектов занятий по образовательным областям учебной программы дошкольного образования в форме квест-игр и их проведение (как специально организованной, так и нерегламентированной деятельности).

Руководителем физического воспитания была организована и проведена диагностическая работа с воспитанниками (сентябрь, май), подготовлены консультационные материала для педагогических работников и родителей, разработаны сценарии и проведены мероприятия с воспитанниками в форме квест-игры (дни здоровья, досуги, праздник).

Результаты реализации педагогического проекта

Двигательная активность - это основа индивидуального развития и жизнеобеспечения организма ребенка.

Движение является средством познания окружающего мира, удовлетворения биологических потребностей организма. Повышение двигательной активности в течение дня способствует удовлетворению потребностей ребенка в движении. А также способствует:

• повышению устойчивости организма к различным заболеваниям;

• росту физической работоспособности;

• нормализации деятельности отдельных органов и функциональных систем;

• появлению положительных эмоций, способствующих укреплению психического здоровья.

Игра для ребенка является наиболее привлекательной, естественной формой и средством познания мира, своих возможностей, самопроявления и саморазвития. А для педагога содержательная, отвечающая интересам воспитанников, правильно организованная игра – эффективное педагогическое средство, позволяющее комплексно решать разнообразные образовательные, оздоровительные, развивающие и воспитательные задачи. Игры генетически связаны со всеми видами деятельности человека и выступают как специфически детская форма познания, и труда, и общения, и искусства, и спорта.

Цель данного педагогического проекта – это развитие двигательной активности детей в условиях учреждения дошкольного образования посредством организации квест-игр. А квест - это игры, в которых игрокам необходимо соревноваться, искать различные предметы, находить им применение, разговаривать с различными персонажами в игре, решать головоломки и т.д. Это командная игра, и основная ее идея проста – команда, перемещаясь по точкам, выполняет задания различного характера и, выполнив одно задание, дети получают подсказку к выполнению следующего, что является эффективным средством повышения двигательной активности и мотивационной готовности к познанию и исследованию.

В соответствии с календарным планом на педагогическом совете «Анализ подготовки к 2018/2019 учебному году» был заслушан вопрос «О рассмотрении и утверждении проекта календарного плана работы по педагогическому проекту на 2018/2019 учебный год» (30.08.2018, протокол №1), педагоги были ознакомлены с запланированными мероприятиями и участниками проекта, а в мае (31.05.2019, протокол №14) рассмотрен промежуточный отчет.

На начало учебного года был проведен ряд управленческих мероприятий - изданы локальные нормативные документы, регулирующие качество реализации педагогического проекта (приказ №101 от 03.09.2018 об организации работы по реализации педагогического проекта), создана творческая группа педагогов, проведено инструктивно-методическое совещание с участниками педагогического проекта.

Педагоги-участники продолжили работу над темами по самообразованию (руководитель физического воспитания «Развитие двигательной активности воспитанников на занятиях по физической культуре посредством организации квест-игр», воспитатели дошкольного образования «Квест-игра в развитии двигательной активности воспитанников»). Это способствовало целенаправленному достижению цели и задач педагогического проекта – это накопление необходимого материала по обобщению опыта работы, изучение авторских методических разработок, знакомство со статьями в научно-методическом журнале «Пралеска», посещение интернет-ресурсов, разработка способов измерения прогнозируемых образовательных результатов, инструменты диагностики, обработка данных, разработка проектных продуктов и др.

На сайте учреждения дошкольного образования создана рубрика на «Педагогический проект», в которой отражаются мероприятия по реализации педагогического проекта.

Необходимо также подчеркнуть, что педагогами постоянно изучались нормативные правовые документы и научно-методическая литература по данной проблеме.

Работа с воспитанниками по развитию двигательной активности осуществлялась также через организацию предметной развивающей среды, которая способствовала повышению эффективности образовательного процесса и решения данной проблемы, что позволило проявить больший интерес детей к физической культуре и спорту. Поэтому воспитатели дошкольного образования и руководитель физического воспитания продолжали оснащать центры двигательной активности в группах и физкультурном зале (в соответствии с Перечнем – раздел «Оборудование для физического развития») – при анализе оснащенности отмечено повышение процента на 2,8% в сравнении с показателями на май 2018 года (Приложение 1).

Педагогами были разработаны календарный план на учебный год, консультации, рекомендации и памятки, подобран диагностический инструментарий, проведены обучающие семинары, пополнена предметно-развивающая среда в группах (Приложение 2, http://du.roo.ljuban.by/).

Показателем уровня физической подготовленности детей являются степень овладения ими жизненно важными движениями и развитие физических качеств. В учреждении дошкольного образования руководителем физического воспитания проводилась диагностика воспитанников среднего и старшего дошкольного возраста в сентябре 2018 года и мае 2019 года двигательных умений и навыков, физических качеств (Приложение 3).

По результатам мониторинга можно сделать вывод, что у детей среднего и старшего возраста повысился уровень физического развития и физической подготовленности. Так в группе «Пчелка» (средняя) высокий уровень на конец учебного года в среднем составил 54,5%, что на 7,1% выше, чем на начало учебного года, количество детей с низким уровнем уменьшилось на 9,7% (начало года – 22,7%, конец года – 13%). В группе «Звездочка» (старшая) высокий уровень на конец учебного года в среднем составил 51,4%, что на 4,2% выше, чем на начало учебного года, количество детей с низким уровнем уменьшилось на 8,5% (начало года – 17,7%, конец года – 9,2%).

Педагогами-участниками педагогического проекта большое внимание уделялось просвещению родителей по вопросам развития двигательной активности детей в условиях учреждения дошкольного образования и дома. Поэтому в учреждении была налажена система их консультирования и просвещения. Вопросы по данной проблеме рассматривались на общем родительском собрании (протокол №1 от 26.09.2018, вопрос «О реализации педагогического проекта в 2018/2019 учебном году»; протокол №2 от 14.05.2019, вопрос «О промежуточных итогах реализации педагогического проекта).

Руководителем физического воспитания были разработаны и проведены такие формы работы как лекция «Совместные занятия спортом детей и родителей» (11.09), консультация «Веселая физкультура в семье» (15.10), «Что такое квест?» (27.11).

Были также созданы необходимые условия для роста профессионализма педагогов – заместителем заведующего по основной деятельности проведены консультации с педагогами на тему «Двигательная активность воспитанников в распорядке дня» (04.09), «Закрепление двигательных умений в видах детской деятельности» (22.10), «Самостоятельная двигательная деятельность воспитанников» (20.11), организован круглый стол «Интеграция движений и игровой деятельности в квест-играх» (30.01), семинар-практикум «Квест-игра – командная игра» (20.03).

В информационно-методическом кабинете функционировала постоянно действующая выставка методических материалов, программно-методической литературы по развитию двигательной активности детей в условиях учреждения дошкольного образования.

В рамках реализации содержательного этапа руководителем физического воспитания в группах-участниках проекта были проведены дни здоровья и досуги в форме квест-игры (Приложение 4 – сценарии, фототчет размещены на сайте учреждения). Воспитанники проявили смекалку, наблюдательность, находчивость, сообразительность, а это развитие аналитических способностей и коммуникативных качеств, а также проявили свои интеллектуальные качества, физические способности, воображение и творчество. У участников в процессе проведения квест-игры формировалось умение договариваться друг с другом, распределять обязанности, действовать вместе, переживать и помогать друг за другу. Все это способствовало сплочению детского коллектива.

Основной формой обучения двигательным навыкам и развития оптимальной двигательной активности воспитанников являются физкультурные занятия. Но прогулка также является благоприятным временем для проведения и организации самостоятельной двигательной активности воспитанников – это проведение подвижных, спортивных игр, разнообразных упражнений в ходьбе, беге, прыжках, метании, равновесии. Поэтому воспитателями дошкольного образования периодически прогулки организовывались также в форме квест-игр и при проведении специально организованной деятельности с воспитанниками (Приложение 5).

Документы (и другие материалы), обеспечивающие организационно-управленческое, психолого-педагогическое, методическое сопровождение реализации педагогического проекта, представлены в материалах приложений и в подразделе сайта учреждения образования «Педагогический проект», где размещены соответствующие проектные продукты (http://du.roo.ljuban.by/).

 

 
Выберите язык
Russian Belarusian Chinese (Traditional) English German