В ногу со временем

Использование методики игрового стретчинга в работе руководителя физического воспитания учреждения дошкольного образования (из опыта работы)

 

Мухина Татьяна Леонидовна,

 

руководитель физического воспитания ГУО «Ясли-сад №5 г.Любани»,

Все знают, что увлечь современного ребенка, знакомого с компьютером и смартфоном, физическими упражнениями и подвижными играми довольно трудно. Но сделать это необходимо, поскольку в наше время дети постоянно испытывают дефицит движения. Заболеваемость с каждым годом растет и «молодеет»: уже в дошкольном возрасте многие дети страдают хроническими заболеваниями, имеют нарушения опорно-двигательного аппарата, избыточную массу тела...

В нашем дошкольном учреждении, как и во всех учреждениях дошкольного образования созданы необходимые условия для организации физкультурно-оздоровительной работы. Основной организационной формой являются занятия по образовательной области «Физическая культура». Именно они становятся основным источником получения двигательных умений, развития навыков, а так же средством оздоровления детей и профилактики  различных заболеваний.

В современном информационном пространстве  можно найти много интересных и обновлённых методик по физическому развитию дошкольников,

которые можно использовать в своей работе. Думаю, что многие, так же как и я, находятся в постоянном поиске чего-то интересного и полезного для себя и своих воспитанников, позволяющего увлечь, заинтересовать, детей движениями, упражнениями, научиться управлять своим телом, не поддаваясь минутным слабостям, огорчениям, неудачам, вызвать счастливые улыбки и блеск в глазах после каждого физкультурного занятия.

Проработав имеющуюся  научно-методическую литературу, изучив  опыта коллег,  я остановила свое внимание на  методика игрового  стретчинга и решила  применить её в своей  работе. Выбрав направление, я более подробно изучила имеющуюся информацию в различных источниках, наметила для себя пути и способы внедрения полученных знаний  в систему физкультурно-оздоровительной работы.

Сначала внедряла элементы стретчинга в работу с воспитанниками, посещающими дополнительные образовательные услуги (в работу кружка «Непоседы»), а затем видя интерес воспитанников к этим упражнениям, начала использовать не только упражнения, но и целые комплексы занятий стретчингом, предложенные в изученных источниках.  Приходилось менять сюжеты готовых занятий, упражнений  и элементов стретчинга, адаптируя их с учетом индивудуально-физиологические особенности своих воспитанников. Чтобы ещё больше заинтересовать детей упражнениями стретчинга, практиковала совместное придумывание новых упражнений, сочетаний уже разученных движений,  образных названий для них. Накопив запас доступных по возрасту и имеющимся условиям игровых упражнений, я начала использовать их и во время занятий физической культурой.

Что же такое стретчинг? Это комплекс упражнений для растягивания определенных мышц, связок и сухожилий. Благодаря таким упражнениям увеличивается подвижность суставов, мышцы становятся более эластичными и гибкими, меньше подвержены травмам и дольше сохраняют работоспособность. Занятия с использованием игрового стретчинга способствуют активизации защитных сил организма, выработке у ребёнка устойчивой правильной осанки, являются прекрасным средством профилактики сколиоза и плоскостопия, укрепляют и развивают мышечную систему, повышают общую двигательную активность, воспитывают выносливость и старательность. Упражнения стретчинга рассчитаны на вовлечение в работу всего организма, включая психику. Вспоминаются слова индийских йогов: «До тех пор, пока позвоночник гибкий - человек молод, но как только исчезнет гибкость - человек стареет».

Регулярная умеренная физическая активность – вот один из самых простых способов сохранить и улучшить здоровье. При стретчинге не следует прилагать запредельных усилий, что делает его идеальным для работы с детьми.

Но самое важное в этой методике, что привлекло меня, - это работа на растяжку мышц, представленная в игровой форме, что в полной мере соответствует интересам и потребностям дошкольника. Упражнения стретчинга носят имитационный характер и гармонично вплетаются в ход физкультурного занятия, состоящего из взаимосвязанных игровых ситуаций, заданий, упражнений, подобранных таким образом, чтобы содействовать решению оздоровительных и развивающих задач.

С подражания образу начинается познание ребенком техники движений, спортивных и танцевальных упражнений, игр, приобретается опыт театрализованной деятельности и т.д. Всё это способствует развитию творческой, двигательной деятельности, творческого мышления, двигательной памяти, быстроты реакции, ориентировки в движении и пространстве и т.д. Эффективность подражательных движений заключается еще и в том, что через образы можно осуществлять частую смену двигательной деятельности из различных исходных положений и с большим разнообразием видов движений, что дает хорошую физическую нагрузку на все группы мышц и не утомляет дошкольника. Сочетание динамических и статических упражнений наиболее соответствует природе опорно-двигательного аппарата человека и является лучшим средством развития физических качеств: силы, ловкости, выносливости, гибкости. Стретчинг не оказывает стрессового воздействия на организм, не вызывает неприятных ощущений, а наоборот успокаивает и расслабляет тело, помогает ощущать работу мускулатуры, ближе узнать своё тело.

Привлекательность данной методики еще и в том, что для её использования не требуются какой-либо особые условия: занятия проводятся в музыкально-спортивном зале с использованием индивидуальных ковриков или на общем ковре под музыкальное сопровождение или без. Музыкальное сопровождение может быть разнообразным: от  классического до народного.  То есть материальные затраты минимальные. Упражнения можно выполнять в детских учреждениях и дома, в группах и индивидуально.

В практике своей работы по использованию игрового стретчингя придерживаюсь следующей структуры занятий:

В первой (вводной) части занятия дети выполняют упражнения в различных видах ходьбы, бега, прыжков. В этой части занятия используются упражнения, направленные на принятие правильной осанки и укрепление свода стопы, координацию движений, ориентацию в пространстве, развития внимания, например: «Пингвин», «Медвежата», «Зебра», «Уточка», «Аист» - для ходьбы,  «Белка», «Заяц», «Кенгуру», «Лошадка» - для прыжков, «Котёнок», «Паучок», «Машинка», «Верблюд» - для ползания.

В качестве общеразвивающих упражнений наибольшим интересом у воспитанников пользуются музыкально-ритмические композиции, разработанные А. И. Бурениной и представленные в пособии "Ритмическая пластика для дошкольников". Танцевальные упражнения позволяют повысить интерес к занятию, эмоциональное настроение ребенка.

Во второй (основной) части переходим к игровому стретчингу. Новый сюжетный материал распределяю на 2 занятия: на первом знакомлю детей с новыми движениями, закрепляю уже известные; на втором – работаю над совершенствованием и точностью выполнения упражнений, передачей характерных особенностей образов. Для упражнений совместно с музыкальным руководителем подбираем музыкальное сопровождение, причем музыку использую на втором занятии, так как  на первом обучающем занятии дается много словесных указаний, пояснений, приходится учитывать индивидуальный темп выполнения упражнения каждым ребенком. По мере освоения упражнений, достижения определенных навыков, качества и быстроты их выполнения, ребенок способен соотносить свои действия с определенным музыкальным ритмом и тогда музыкальное сопровождение становиться необходимым. Обучение детей основным движениям не должно остаться без внимания. Каждого ребенка нужно « держать в поле зрения». При этом важно правильно подобрать упражнения для всех групп мышц, предусмотреть смену видов деятельности . Из наблюдений отмечаю, что интерес у воспитанников вызывают таки е упражнения на растяжку, как «Мостик», «Улитка», «Колобок» (перекаты), «Корзинка», «Бабочка» и др.

В третьей (заключительной) части решается задача восстановления организма после физических нагрузок и переход к другим видам деятельности).

Подбор оборудования и материалов к занятию осуществляется в соответствии с содержанием каждого занятия.

Мои наблюдения показывают, что занятия, организованные с использованием игрового стретчинга, эффективно влияют на общее состояние здоровья, уровень физического развития и развития физических качеств у детей дошкольного возраста, их психоэмоциональное состояние.

Увидев положительный результат работы по использованию игрового стретчинга в работе с воспитанниками, я поделилась опытом работы с коллегами на  семинаре в рамках районного  методического объединения руководителей физического воспитания с тем, чтобы и они смелее внедряли и применяли современные методики в физкультурно-оздоровительной деятельности, чтобы процесс физического воспитания детей дошкольного возраста  стал привлекательным, более эмоциональным и захватывающим, способствовал мотивации детей на осознанную двигательную активность как самостоятельную, так и организованную.

Литература.

1.Буренина А.И.Ритмическая мозайка.Программа по ритмической пластике для детей. Санкт-Петербург 2000.-

2  Рыжова С.П .Организация  физкультурных занятий по  методике игрового стретчинга [Электронный ресурс ].- Режим доступа:http://www.metodicu.ru/news/news_28.html.- Дата доступа:17.05.2018 .

 
Выберите язык
Russian Belarusian Chinese (Traditional) English German