Оптимальная двигательная активность воспитанников

КОНСУЛЬТАЦИЯ

Что такое оптимальный двигательный режим? Средства оптимизации двигательной активности детей
Двигательный режим– это рациональное сочетание различных видов, форм и содержания двигательной активности (далее ДА). В него включаются все виды организованной и самостоятельной деятельности, в которых чётко выступают связанные с перемещением в пространстве действия детей.

 

Оптимальный двигательный режим – это удовлетворение потребности детей в движении через разнообразие движений, видов и форм деятельности. Цель его состоит в том, чтобы, удовлетворяя естественную биологическую потребность в движении, ребёнок имел возможность самовыражения в двигательной деятельности через общение со сверстниками.

Оптимальный двигательный режим складывается из самостоятельной двигательной деятельности и организованных физкультурных мероприятий.

К организованным формам ДА относятся:

1. Физкультурные занятия.

2. Физкультурно-оздоровительная работа в течение дня (утренняя гимнастика, физкультминутки, подвижные игры и физические упражнения на прогулке).

3. Активный отдых (простейший туризм, физкультурные досуги и праздники, дни здоровья, каникулы).

4. Индивидуальная и дифференцированная коррекционная работа (с детьми, имеющими отклонения в физическом и двигательном развитии).

5. Образовательные услуги (для развития двигательных способностей).

В организованных формах физкультурной деятельности следует:

  • индивидуализировать двигательные и физические нагрузки, учитывать интересы и возможности детей при выполнении физических упражнений;
  • искать методы оптимизации ДА детей, которая должна составлять не менее 60% занятия.

Содержание самостоятельной деятельности определяется самими детьми.

Процентное соотношение самостоятельной и организованной двигательной деятельности разное в группах младшего и старшего дошкольного возраста, однако самостоятельные движения детей всех возрастов должны составлять не менее 2/3 объёма их общей ДА. Это можно объяснить тем, что потребность детей в движении наиболее полно реализуется в самостоятельной деятельности. Она является наименее утомительной из всех форм ДА и более, чем организованная, содействует индивидуализации двигательного режима. Кроме того, именно в самостоятельной деятельности ребёнок в наибольшей степени проявляет своё двигательное творчество, а также уровень овладения двигательными умениями.

Самостоятельная ДА не может оставаться без внимания взрослых. Руководство предусматривает:

1.организацию физкультурно-игровой среды (достаточное пространство для движений, разнообразие, достаточное количество, частая сменяемость физкультурных пособий и атрибутов);

2. закрепление в распорядке дня времени для самостоятельной двигательной деятельности в обязательном порядке во время утреннего приёма, до и между занятиями, на прогулке, после сна, в вечернее время в детском саду и семье;

3.  владение воспитателем особыми – опосредованными – методами активизации ДА с учётом индивидуальных особенностей детей.

Воспитателю важно уметь:

  • обеспечить каждому ребёнку возможность двигаться по своему усмотрению в любое время дня;
  • наблюдать за детьми, уметь видеть всех и при необходимости прийти на помощь;
  • предусмотреть каждому из них место для движений, где никто не мешает, оберегать это пространство;
  • привлекать дошкольников к размещению физкультурных пособий в группе, на участке, стимулируя этим желание выполнить те или иные движения;
  • снимать напряжение, скованность отдельных детей улыбкой, поощрением; если ребёнок затрудняется, помочь ему выбрать пособие для движений при помощи вопроса, загадки, совета;
  • пытаться без навязывания объединить в совместной парной игре детей разной подвижности, предоставив им один предмет на двоих (мяч, куклу, обруч, скакалку и т.д.) и показав варианты действий, если это необходимо;
  • обыгрывать новые пособия и игрушки, показав, как по-разному можно с ними действовать (например, по доске — ходить, бегать, прыгать, ползать, прокатывать машину, мяч; скакалку — крутить вдвоём, делать из неё дорожку, круг, а затем выполнять разные движения, в том числе с куклой и т.д.);
  • при знакомстве с новой игрушкой показать в первую очередь: малоподвижным детям — несложные активные движения и перемещения в пространстве, детям большой подвижности — движения, требующие точности, сдержанности, осторожности (ходьба, бег, прокатывание мяча по ограниченной плоскости, все виды лазанья и т.п.);
  • отдавать предпочтение пособиям и игрушкам, требующим активных действий, чаще менять их расположение, обеспечить сменяемость не только в течение недели, но и дня;
  • не усаживать на место чрезмерно подвижного ребёнка, полезнее внести в его бесцельный бег целесообразность, подсказать сюжет;
  • иногда включаться в совместную игру с кем-нибудь из детей, чтобы показать новые движения, вызвать интерес к ним;
  • периодически строить вместе с детьми «полосы препятствий» из имеющихся пособий и учить преодолевать их по-разному;
  • обогащать сюжетно-ролевые игры детей разнообразными видами и способами всех основных движений.

В работе с детьми также важно правильно организовать двигательный режим для обеспечения оптимальной ДА детей.

Продолжительность ДА должна составлять не менее 50 – 60% периода бодрствования, что равняется примерно 6 часам в сутки.

Самые высокие двигательно-физические нагрузки приходятся на время первой прогулки (с 10 до 12 часов). Двигательная активность здесь должна составлять 65 – 75% времени.

Кроме этого в распорядке дня обязательны и другие периоды двигательной деятельности детей – это время до завтрака и перед занятием, особенно если оно умственного характера. Во время утреннего приёма и перед занятиями они должны быть умеренно интенсивными.

Следует осторожно подходить к физическим нагрузкам сразу после дневного сна, т.к. в это время организованные физические упражнения нецелесообразны. Лучше всего предоставить детям возможность двигаться самостоятельно, создав условия для движений, т.к. именно в самостоятельной деятельности наиболее полно реализуется потребность детей в движении.

Периоды высокой ДА должны чередоваться с отдыхом и малоподвижными видами деятельности.

Каждый ребёнок должен иметь возможность двигаться по своему желанию в любое время дня.

Литература:

  1. В. Шишкина, М. Дедулевич Двигательное развитие детей дошкольного возраста. Средства оптимизации двигательного развития детей. – «Пралеска» №1 (209), январь, 2009.
  2. Шишкина В.А. Какая физкультура нужда дошкольнику? : пособие для педагогов учреждений, обеспечивающих получение дошк. образования / В.А. Шишкина, М.В. Мащенко. – Мозырь : ООО ИД «Белый Ветер», 2005.
 
Выберите язык
Russian Belarusian Chinese (Traditional) English German