Интерактивная предметно-развивающая среда

Консультация "Интерактивная предметно-развивающая среда"

 

Повышение эффективности и совершенствование образовательного процесса всегда связано с разработкой средовых моделей организации педагогического взаимодействия с детьми. Не стоит забывать, что среда для развития ребенка дошкольного возраста – это пространство его жизнедеятельности, а современная среда, в первую очередь, должна обладать качествами интерактивности и установления взаимосвязей между ее социальной и предметной составляющими.

Предметно-развивающая среда – это то окружение, которое создается вокруг ребенка, все то, что окружает ребенка в процессе обучения и способствует его развитию.

Слово “интерактив” образовано от слова “interact” (англ.), где “inter”— взаимный, “act” — действовать. “Интерактивность” означает способность взаимодействовать или находиться в режиме диалога.

Соответственно интерактивная предметно-развивающая средаподразумевает предметно-пространственное окружение ребенка, ведущее прежде всего к развитию посредством взаимодействия воспитателя и ребенка, детей друг с другом, а так же к взаимообогащению, сотрудничеству, диалогу и рефлексиии.

Основные качества интерактивности среды – это:

1. наличие игрового оборудования с учетом полоролевых различий, стимулирующее  взаимодействие детей по гендерному принципу;
2. возможность использовать среду в различных видах деятельности:

  • общение,
  • игра,
  • познавательная практическая (предметная),
  • художественная,
  • элементарная трудовая

посредством различных центров, уголков и их основных составляющих;

3. наличие современного оснащения:

  • автодидактические игрушки -  самообучающие пособия, которые своим строением «подсказывают», какие игровые действия с ними можно производить, что ведет к  воспитанию самостоятельности в игре; ребенок сам догадывается о способе действий с игрушкой и учится через собственные действия (пирамидки, цилиндры, игрушки-вкладыши типа матрешек, так же сборно-разборные игрушки, сюжетно-дидактические игрушки и т.д.
  • мобильное оборудование (стеллажи, этажерки, ширмы), которые можно складывать, перемещать, использовать многофункционально;
  • различный инвентарь.

4. возможность менять среду:

  • вносить игры и игрушки в соответствии с развивающими задачами (в рамках темы недели, для пополнении или обновления среды, для обогащения впечатлений детей и др.);
  • преобразовывать – дополнять, переоборудовать, передвигать (детскую и кукольную мебель, стеллажи);

5. предоставление ребенку свободы выбора– выбрать игрушку, игру, занятие по интересам;

6. присутствие интерактивных элементов, предполагающих тесное взаимодействие педагога и ребенка:

  • модели календарей наблюдений за природой,
  • уголки дежурств,
  • выставки детских рисунков,
  • динамические панно;
  • интерактивные доски;
  • макеты комнат, природных зон, «огород на окне» и др.

7. возможность детей участвовать в создании среды, в ее «оживлении»:

  • создавать атрибуты к играм, в том числе и придуманные детьми,
  • украшать группу,
  • мастерить предметы-заместители и др.
  • моделировать и отражать результаты  взаимодействия с окружающей средой.

8. наличие пособий для установления обратной связи (проведения рефлексии*):

  • панно «Мое настроение»,
  • пиктограммы с символическим изображением эмоций детей,
  • сюжетное панно («Дерево с листьями, плодами») с высказываниями детей;
  • символическое панно «Дерево успеха», «Что мне запомнилось сегодня», «Чем я буду заниматься» по результатам деятельности детей, по итогам дня;
  • выставки детских рисунков, отражающих впечатления от деятельности и мн.др.

Организация среды должна служить удовлетворению потребностей и интересов самого ребенка, давать ему возможность постоянно чувствовать себя полноценным владельцем игрушек, достаточно свободно перемещаться по детскому саду, иметь свободный доступ к средствам изобразительной, игровой, конструктивной и другой деятельности. При этом очень важно, чтобы предметы и игрушки, которыми будет манипулировать и действовать ребенок, на первом этапе освоения данной среды были не просто объектами его внимания, а средством общения со взрослыми, в совместной с педагогом деятельности.

Именно это делает предметно-развивающую среду не просто активной, а интерактивной, то есть ориентируют ребенка и взрослого на обмен информацией и мнениями, на согласование своих действий, на формирование общих эмоциональных смыслов совместной деятельности, и освоение культурных способов познания, носителем которых является взрослый. Эти способы познания связаны с освоением специфических предметно-развивающих сред: математической, речевой, эстетической, конструктивной, компьютерной.  Все это позволяет выйти на более качественный уровень образования, способствует раскрытию предпосылок творческого потенциала детей.

*рефлексия -мыслительный процесс, направленный на самопознание, анализ своих эмоций и чувств, состояний, способностей, поведения.

Подготовил: заместитель заведующего по ОД, Стасюк В.А.

 
Выберите язык
Russian Belarusian Chinese (Traditional) English German