Отчёт промежуточных результатов педагогического проекта за 2017/2018 учебный год

 

 

«Организация проектной деятельности как способ формирования

основ экономической культуры детей дошкольного возраста»

в 2017/2018 учебном году

Заведующий учреждения - Боярина Валентина Александровна, в должности с 2015/2016 учебного года.

Тема проекта:

«Организация проектной деятельности как способ формирования основ экономической культуры детей дошкольного возраста».

Сроки реализации: 2017-2020 гг.

Руководитель педагогического проекта:

Жаврид Елена Александровна, заместитель заведующего по основной деятельности,  осуществление руководства реализацией проекта с 2017/2018 учебного года.

Консультант педагогического проекта:

Шатило Ольга Ивановна, преподаватель кафедры ГУО «Минский областной институт развития образования», осуществление консультирования участников проекта с 2017/2018 учебного года.

 

 

Количество воспитанников, педагогов и родителей – участников образовательного процесса и участников реализации педагогического проекта


Таблица 1а.

Кол-во воспитанников

Кол-во педагогов

Кол-во родителей (при необходимости)

1.

Всего

Участники педагогического проекта

Всего

Участники педагогического проекта

Участники педагогического проекта

162

50

20

8

91

2.

В том числе
по группам воспитанников

 

 

 

 

Средняя
(от 4 до 5 лет)

-

-

-

-

Старшая «А»
(от 5 до 6 лет)

25

7

4

44

Старшая  «Б»
(от 6 до 7 лет)

25

7

4

47

Другие

-

-

-

-

 

Актуальность реализации педагогического проекта

Слова «экономика» и «дошкольник» лишь на первый взгляд кажутся далёкими друг от друга. Экономика неотделима от ребёнка с самых ранних лет его жизни. Ребенок, не осознавая этого, участвует в экономических процессах. Он вместе с родителями ходит в магазин, иногда сам делает покупки, и хотим мы этого или не хотим, он все равно получает экономический опыт. Приобщение ребёнка к миру экономической действительности - одна из сложных и в то же время важных проблем.

Происходящие преобразования в обществе, становление рыночных                       отношений, необходимость формирования массового мышления с учетом рыночного опыта многих развивающихся стран вызывает необходимость связать образование дошкольников с экономикой для успешной адаптации детей в современном обществе. Неразработанность процесса формирования элементарных экономических представлений у дошкольников,  отсутствие содержания и технологий в учебной программе дошкольного образования, отсутствие педагогической, методической литературы, послужило причиной выбора данной темы для работы с воспитанниками. Исследования в области экономического воспитания дошкольников показывают: у детей, поступающих в первый класс, в активном словаре меньше 10 понятий из области экономики, связанных с трудом и трудовой деятельностью людей. Дети не только не знают, но и не соотносят эти понятия с соответствующими жизненными ситуациями: инструменты, работа, бизнес, завод, промышленность, производство, товары, сельское хозяйство, рабочие и другие.

В процессе организации информационной, исследовательской, практико-ориентированной, творческой, а также ролевой и игровой деятельности, воспитанники с лёгкостью усвоят основы экономической культуры, самостоятельно добудут информацию и сделают выводы. Организация проектной деятельности позволяет оттолкнуться от индивидуального детского интереса и оформить его в завершенное настоящее взрослое дело. Такой комплексный подход является более продуктивным и своевременным, нежели отдельно формировать представления, развивать умения и навыки на занятиях.

Суть нашей проектной деятельности заключается в развитии экономически грамотных воспитанников дошкольного учреждения, создании медиатеки и банка экономических разработок.

Основная идея нашего проекта заключается в создании условий для формирования экономической культуры старших дошкольников, в разработке методического материала, который иллюстрировал бы обсуждаемые экономические вопросы, побуждал к развитию познавательной активности старшего дошкольника как основы проектной деятельности.

Новизна этой работы заключается в том, что столь организованно и многогранно экономическому воспитанию дошкольников  внимание не уделялось, хотя данная проблема является актуальной для современного общества.

Цель проекта – формирование основ экономической культуры детей дошкольного возраста посредством организации проектной деятельности.

Задачи проекта:

-  изучить теоретические основы проектной деятельности;

-проанализировать существующий опыт использования проектной деятельности в условиях дошкольного учреждения;

-изучить уровень сформированности экономической культуры у старших дошкольников;

- определить способы и формы организации образовательного процесса по формированию основ экономической культуры воспитанников посредством вовлечения каждого ребенка в активный творческий процесс при организации проектной деятельности;

- проанализировать учебную программу дошкольного образования для определения содержания образовательных областей, отражающих вопросы экономической культуры старших дошкольников;

-составить алгоритм формирования основ экономической  культуры воспитанников по блокам мини-проектов;

-создать условия для формирования экономической культуры дошкольников 5-7 лет;

- разработать методические и дидактические материалы, памятки, алгоритмы, инструменты, модели, обеспечивающие введение проекта в образовательный процесс;

- разработать методическую копилку мини-проектов, тематических бесед, целевых экскурсий, дидактических игр, сюжетно-ролевых игр, экономических сказок, математических задач для формирования основ экономической культуры старших дошкольников;

- организовать деятельность воспитанников по проекту в нерегламентированных видах деятельности, в домашних условиях с родителями;

- изучить степень усвоения экономической культуры воспитанниками, уровень пополнения словарного запаса в результате использования разработанных методических и дидактических инструментов, организации познавательной, исследовательской, игровой, художественно-эстетической деятельности;

- формировать интерес детей к экономическим явлениям, расширять их экономические представления, воспитывать трудолюбие, бережливость, хозяйственность, экономность;

- повысить педагогическую компетентность воспитателей через участие в методических мероприятиях и образовательных событиях экономической направленности;

-формировать активную позицию родителей по проблеме формирования основ экономической культуры дошкольников;

- изучить рекламные продукты для детского потребления своего города;

- оформить рекламные лэпбуки авторских товаров;

-оценить эффективность педагогического проекта на основе сопоставления исходных и итоговых результатов;

- оформить проектный продукт в виде электронной книги;

- применить и оценить эффективность материала;

-предоставить опыт реализации педагогического проекта педагогам района, области.

Результаты реализации педагогического проекта

В течение 2017/2018 учебного года осуществлялся календарный план реализации педагогического проекта, его этапы.

30 августа 2017 г. в учреждении проходил педагогический совет, в рамках которого были определены две старшие дошкольные группы, участвующие в проекте, выбрана творческая группа по реализации педагогического проекта, подготовлен проект-приказа об организации работы по реализации педагогического проекта в 2017/2018 учебном году, распределены обязанности  (Протокол №1 от 30.08.2017г.).  В сентябре 2017г. заведующим учреждения, Бояриной В.А., был подготовлен приказ об организации работы по реализации педагогического проекта в 2017/2018 учебном году от 01.09.2017г. №88.

Диагностические и мониторинговые исследования на подготовительном этапе проекта включали в себя следующие задачи: - выявление готовности педагогов дошкольного образования к осуществлению экономического воспитания, а также к использованию проектного метода; - изучение отношения родителей к экономическому воспитанию детей в дошкольном возрасте и перспективе его продолжения в семье; - изучение влияния возрастных особенностей, образования родителей и стиля воспитания на формирование основ экономической культуры детей; - определение уровня экономической культуры детей старшего дошкольного возраста.

Для выявления готовности педагогов к осуществлению экономического воспитания, определения и сравнения уровня знаний педагогов, участников проекта о способах формирования основ экономической культуры воспитанников,  а также к использованию проектного метода, в сентябре 2017г. и апреле 2018 г. педагогом-психологом Мигун Е.А. и заместителем заведующего Жаврид Е.А. проводилась диагностическая и мониторинговая работа с педагогами,  мониторинг психологической готовности воспитанников и педагогов к реализации проекта, диагностика характеристик участников проекта.  Им предлагались тестовые задания, собеседование, анкетирование по запросам и затруднениям, на начало учебного года и для сравнения, после проведённой консультационной и просветительской работы, на окончание учебного года.

Полученные в сентябре 2017г. в ходе диагностической работы данные свидетельствовали о том, что проблема экономического воспитания детей дошкольного возраста рассматривается большинством педагогов как второстепенная. Отмечалась общая неподготовленность педагогов и к решению задач экономического воспитания, эпизодичность и бессистемность планирования, узкий охват форм сотрудничества с семьей по данной тематике.

Однако, в апреле 2018г., после проведённых просветительских мероприятий, результаты повторного диагностического анализа показали, что для педагогов была уточнена сущность понятия «основа экономической культуры» дошкольников, которое представляет собой целостный педагогический процесс, направленный на формирование экономической воспитанности, способствующей успешной адаптации в расширяющемся социальном пространстве, посредством включения детей в проектную деятельность.

Педагоги научились грамотно подбирать формы организации проектной деятельности по экономическому воспитанию (учитывая  содержание задач по образовательным областям учебной программы), повысилась педагогическая компетентность педагогов через участие в методических мероприятиях и образовательных событиях экономической направленности. Развитию презентационных, информационно-коммуникационных компетенций педагогов способствовало их участие в работе различных семинаров, тренингов, занятий творческой группы, оказание консультативной помощи со стороны руководства и педагога-психолога, работа по самообразованию.

В рамках реализации календарного плана 2017/2018г. с педагогами проводились следующие мероприятия:

- семинар: «Проектная деятельность – эффективная форма организации образовательного процесса» - теоретический семинар от 28.09.2017г.,

- семинар-практикум «Формирование основ экономической культуры у воспитанников старшего дошкольного возраста» - от 19.12.2017г.  (2 семинара);

-консультации:

«Понятие «экономическая культура дошкольников» в психолого-педагогической литературе» от 06.09.2017г.,

«Педагогические условия формирования основ экономической культуры воспитанников» от 04.10.2017г.,

«Формирование основ экономической культуры воспитанников в рамках реализации учебной программы дошкольного образования» от 15.11.2017г.,

«Организация образовательного процесса по формированию основ экономической культуры» от 06.12.2017г.,

«Проектная деятельность в формировании основ экономической культуры воспитанников» от 18.01.2018г. (5 консультаций);

- круглые столы с педагогами: «Зачем дошкольнику экономика? от 27.10.2017г.,  «Как распределить семейный бюджет?» от 13.02.2018г., «Мы экономим сами?» от 11.04.2018г.

- мастер-класс:  «Как изготовить «Лэпбук» от 22.02.2018г.,

- мастер-класс:  «Сюжетно-ролевая игра своими руками» от 29.10.2017г;

-собеседование «Формирование основ экономической культуры воспитанников посредствам использования проектного метода от 18.09.2017г.;

- мастер-класс «Инфокиоск и его услуги», «Использование банковских карточек» от 19.03.2018г.

Все проведенные мероприятия с педагогами позволили им более глубоко осмыслить сущность процесса экономического воспитания детей дошкольного возраста, ознакомиться с типологией проектов, изучить основные этапы проектной деятельности.

Также, в сентябре 2017г. проводился анализ педагогической документации, изучение оснащения микрокабинетов педагогов учебно-методической литературой и дидактическими материалами, мониторинг оснащённости средствами обучения и воспитания, играми и игровыми пособиями.

Результаты изучения оснащённости предметно-развивающей среды групповых помещений средствами воспитанию и обучения по экономическому воспитанию показали, что педагогам необходимо пополнить развивающую среду дидактическими и наглядно-демонстрационными материалами по разделам «Ребёнок и общество», «Ребёнок и природа;  современными сюжетно-ролевыми играми для формирования у воспитанников ценностного отношения к экономической культуре. Поэтому, в группах наряду с традиционными сюжетно-ролевыми играми были оформлены сюжетно-ролевые игры экономической тематики: «Супермаркет», «Банкомат», «Инфокиоск», «Банк», «Пиццерия». Помимо основных центров деятельности детей в группе, создали центр «Юный экономист». В центре детям будут предлагаться различные наглядные пособия тематической направленности, подобраны дидактические игры: «Рынок», «Семья», «Все профессии нужны, все профессии важны», «Придумай рекламу», «В доме экономим», «Береги все, что нас окружает»,  «Подбери витрины магазинов», «На необитаемом острове», карточки-символы с изображением экономических понятий, тематические альбомы, буклеты, самодельные книги экономических сказок, загадок, стихов, пословиц и поговорок. На территории учреждения оборудовали площадку для раздельного сбора мусора.

Для изучения отношения родителей к экономическому воспитанию детей в дошкольном возрасте и перспективе его продолжения в семье, а также,  изучения влияния возрастных особенностей, образования родителей и стиля воспитания на формирование основ экономической культуры детей в сентябре 2017г. педагог-психолог Мигун Е.А. заполнила социальные психолого-педагогические паспорта семей воспитанников, участников проектной деятельности, с целью определения категорий участников, их образовательного потенциала, принадлежности к определённым профессиям. Также, в октябре 2017 года проводилось анкетирование законных представителей воспитанников, являющихся участниками педагогического проекта, на наличие показателей ценностного отношения к экономическому воспитанию.

В анкетировании приняло участие 100% родителей, участников проекта.  По результатам проведённого анализа родительских анкет можно сделать вывод, что экономическому воспитанию детей дошкольного возраста, созданию условий для формирования экономической культуры старших дошкольников уделяется недостаточно внимания. На вопрос, знаете ли вы, что в себя  включает понятие экономическое воспитание, 45% опрошенных затруднились ответить, 28%- ответили, что это ознакомление населения посредствам средств массовой информации с экономическим положением страны, 27%- ответили, что экономическое воспитание - это культура экономного и бережного отношения к воде, теплу и электроэнергии. Однако, на вопрос считаете ли возможным уже сейчас в дошкольном возрасте дать ребенку основы экономического воспитания, 100% родителей ответили положительно и отметили, что это необходимо. Ведь только 6% опрошенных родителей ознакомили своего ребёнка со своими профессиями, своих родителей, близких родственников. На вопрос, понимает ли ваш ребёнок что такое "заработная плата", "пенсия", "стипендия", "пособие", 45% родителей ответили что понимает, 55% родителей ответили - дети затруднились бы объяснить значение этих слов. У 100% родителей источником получения информации по экономическому развитию нашей страны является телевидение и интернет. 72% опрошенных родителей воспитывают у своих детей бережное отношение к продуктам труда других людей, однако, 12% - не всегда акцентируют внимание детей на этом. На вопрос, привлекаете ли вы своих детей к экономному отношению к воде, теплу и электроэнергии, 86% родителей ответили, что не уделяют этому вопросу должного внимания, и только 14% опрошенных, приучают детей в домашних условиях экономно пользоваться электричеством, своевременно выключать воду, не допускать утечки тепла из дома во время отопительного периода. Однако следует отметить, что 100% родителей сами экономят свет, тепло и воду.

Результаты работы с родителями (беседы, наблюдения, анкетирование) показали, что большинство из них не задумываются о важности экономического воспитания детей, знакомят их с экономическими понятиями от случая к случаю, не используют все возможности семейного быта.

С родителями участниками педагогического проекта проводились следующие мероприятия:

-групповые родительские собрания «Особенности организации проектной деятельности с дошкольниками» от 13.10.2017г.; «Промежуточные результаты реализации педагогического проекта» от 19.01.2018г.;

- консультации:

«Организация проектной деятельности в дошкольной группе» от 07.09.2017г.,

«Понятие «экономическая культура дошкольника» в психолого-педагогической литературе» от  14.09.2017г.,

«Семейный бюджет» от 05.10.2017г.,

«Полезные экскурсии по нашему городу» от 07.12.2017г.,

«Возможности энергосбережения» от 19.01.2018г. (5 консультаций);

- онлайн-анкетирование «Актуальность экономического воспитания дошкольников» сентябрь-октябрь 2017г. (ссылка: Анкетирование родителей "Актуальность экономического воспитания дошкольников");

- круглые столы с родителями: «Зачем дошкольнику экономика? от 27.10.2017г.,  «Как распределить семейный бюджет?» от 13.02.2018г., «Мы экономим сами?» от 11.04.2018г.

- мастер-класс для педагогов и родителей по изготовлению атрибутов к сюжетно-ролевым играм от 29.10.2017г.;

- мастер-класс «Инфокиоск и его услуги», «Использование банковских карточек» от 19.03.2018г.;

- выпуск тематической странички в информационных уголках для родителей; освещение хода реализации педагогического проекта на сайте учреждения образования.

С целью определения уровня экономической культуры детей старшего дошкольного возраста, участников педагогического проекта, заместителем заведующего Жаврид Е.А., педагогами, проводились наблюдения за деятельностью детей на занятиях, в нерегламентированных видах деятельности, индивидуальные беседы. В результате проведённой диагностической работы на подготовительном уровне были выявлены критерии сформированности экономической воспитанности детей: информационно-познавательный (показывает уровень экономических  представлений, использование в речи экономических понятий, проявление познавательного интереса); мотивационно-ценностный (позволяет судить об уровне сформированности внутренних мотивов, ценностей, нравственно-волевых качеств); деятельностный (отражает степень овладения умениями, навыками, реализующимися в разных видах деятельности: умение планировать свою деятельность, организовать рабочее место, рационально использовать материалы). Дана характеристика уровней экономической воспитанности (низкий, средний, высокий).

Результаты диагностики демонстрируют преимущественно низкий уровень экономической воспитанности детей старшего дошкольного возраста, обусловленный неподготовленностью педагогов и родителей к осуществлению экономического воспитания. Поэтому, при планировании образовательного процесса в рамках проекта, главный акцент необходимо ставить на интеграцию содержания экономических основ в повседневную жизнь детей, во все виды детской деятельности, использование комбинированных занятий, приобщение родителей к образовательному процессу по данной тематике.

Можно выделить следующие задачи по развитию познавательных процессов: развитие восприятия, памяти, внимания, мышления, воображения, обогащению детского словаря; получение представлений об основных профессиях, расширение кругозора об окружающей действительности; развитие нравственной стороны личности: правильное общение с другими (уважать других людей, продукты их труда, бережно относится к окружающему миру).

Таблица 2. Представление результатов реализации педагогического проекта
на мероприятиях разного уровня

Уровень

ФИО участника проекта (полностью), должность

Форма проведения

Тема

Дата проведения

Категория участников, кол-во

Учреждение образования

Жаврид Елена Александровназаместитель заведующего по основной деятельности

Мигун Елена Анатольевна, педагог-психолог

Семинар-практикум

«Формирование основ экономической культуры у воспитанников старшего дошкольного возраста» (результаты мониторинговой и диагностической работы участников педагогического проекта)

19.12.2017г

Воспитатели и специалисты дошкольного учреждения,

16 человек

Выскварко Валентина Владимировна воспитатель дошкольного образования

Малейчик Марина Михайловна, воспитатель дошкольного образования

Групповые родительские собрания

«Промежуточные результаты реализации педагогического проекта»

19.01.2018г.

Родители воспитанников,

67 человек

Жаврид Елена Александровназаместитель заведующего по основной деятельности

Круглый стол

«Мы экономим сами?»

11.04.2018г.

Педагоги учреждения, родители

(участники педагогического проекта)

29 человек

Район

-

-

-

-

-

Область

-

-

-

-

-

Республика

-

-

-

-

-

В 2018/2019 учебном году работа в рамках реализации педагогического проекта будет направлена на организацию образовательного процесса в старших дошкольных группах посредствам мини-проектов, реализующих  задачи образовательных областей «Ребенок и общество», «Ребенок и природа» учебной программы дошкольного образования, используя исследовательские методы, игровые, метод проблемного обучения и такие формы организации образовательного процесса как:  игры, занятия, ярмарки, развлечения и праздники, самостоятельную художественно-речевую деятельность, целевые экскурсии, а также театральную деятельность, художественную литературу, изобразительное искусство и природу. Воспитанникам, участникам педагогического проекта, будут предлагаться мини-проекты, содержащие комплекс заданий, обеспечивающих: формирование у ребенка экономически значимых качеств (бережливость, трудолюбие, аккуратность, экономность, дисциплинированность), потребностей (в творческом труде, в достижении высоких результатов с наименьшими затратами, в уважении со стороны других людей и самоуважении, в общении с людьми, в сохранении и приумножении природных богатств   и другое), практическое ознакомление дошкольников с экономическими понятиями (необходимые и необязательные товары, деньги, семейный бюджет и расходы семьи, реклама, банк и другое).

Мини-проекты будут включать в себя тематические блоки: «Какие потребности у человека?», «Труд человека. Профессии»,  «Оплата труда», «История денежных знаков», «Что такое банк?», «Как рассчитать доходы и расходы семьи», «Что значит быть экономным?», «Изучим товары нашего города», «В мире рекламы», «Сказочная экономика», «Театральный фестиваль экономики». Использование таких тематических блоков по методу «от простого к сложному» позволит повысить уровень экономической культуры воспитанников, сформировать экономические значимые качества личности, необходимые компетенции, правила и нормы экономически грамотного поведения у детей старшего дошкольного возраста. Педагоги, участники педагогического проекта будут представлять педагогические продукты своей деятельности  на мероприятиях разного уровня, в средствах массовой информации, на сайте своего учреждения дошкольного образования в разделе «Педпроект».

Руководитель педагогического проекта:   Жаврид Елена Александровна,

заместитель заведующего по основной деятельности

 
Выберите язык
Russian Belarusian Chinese (Traditional) English German