Консультация для родителей «Как уберечь ребенка от заикания»

Рейтинг пользователей: / 0
ХудшийЛучший 

По данным специалистов, около двух процентов детей страдает заиканием. Этот недостаток речи выражается в нарушении её темпа, ритма, мелодики. В большинстве случаев такое нарушение речи возникает у нервно ослабленных детей. Слабость нервной системы может быть обусловлена неблагоприятными условиями внутриутробного развития ребёнка, родовыми осложнениями, болезнями родителей, алкоголизмом, наркоманией и другими причинами.

Большой ущерб нервной системе ребёнка наносят неблагоприятные условия его воспитания: отсутствие правильного режима, частые наказания, запугивание, а также изнеженность, избалованность. Отсутствие единых требований к вопросам воспитания, поведению ребёнка со стороны взрослых в семье вызывает у него неадекватные ответные реакции.

Иногда для любимого внука бабушки и дедушки идут на любые уступки, поощряют его капризы, выполняют любые требования. В тоже время отец или мать не позволяют ребенку того, что только что разрешала бабушка. Ребёнок теряется и не знает, как себя вести, как реагировать на замечания взрослых. В результате очередного выяснения отношений между взрослыми у ребёнка может произойти нервный срыв, а и результате и заикание.

Уже с самого возраста в развитии речи малыша на первый план выступает активное подражание речи взрослых. Но, являясь могучим фактором развития речи, подражание в то же время представляет и известные опасности. Прежде всего, необходимо, чтобы речь окружающих была неторопливой, плавной, правильной и отчётливой. Правильная речь взрослых формирует такую же правильную неторопливую речь и у ребёнка. Ребёнок должен говорить не очень громко, не крикливо, не спеша, не захлебываясь и не задыхаясь. Нельзя допускать у детей ускоренной речи, речи на вдохе. Если ребенок постоянно общается со взрослыми или сверстниками, страдающими заиканием, он начинает подражать этой речи и воспроизводить те же запинания в собственной речи. Вот почему следует ограждать малыша от контактов с заикающимися. В логопедической практике отмечаются случаи наследственной предрасположенности к заиканию и подражанию.

Нельзя слишком перегружать речь ребёнка, форсировать её без учёта возрастных возможностей, стремясь к преждевременному её развитию. В младшем дошкольном возрасте речевые возможности детей ограничены: у них не развито ещё в достаточной степени произношение звуков, беден словарный запас, недостаточно сформированы грамматические средства языка. А взрослые порой требуют от малыша слишком многого, заставляя его произносить слишком сложные фразы, незнакомые и непонятные слова, заучивать слишком много стихотворений, сложных по содержанию и форме. Следует учитывать, что правильно выговаривать звуки ребёнок сможет только после четырёх лет, когда разовьётся и окрепнет его речевой аппарат. А до тех пор не надо заставлять его произносить отдельные слова и азы, трудные и в звуковом, и в смысловом отношении. В противном случае возникнет несоответствие между недостаточно развитым речевым аппаратом и чрезмерной речевой нагрузкой. Кроме того, это перегружает нервную систему малыша, истощает его речевые возможности.

Не менее вредна для ребёнка и другая крайность, когда взрослые в семье мало разговаривают с ребёнком, не читают ему и не просят пересказать прочитанное. У малыша не хватает элементарного запаса слов и грамматических средств  для выражения собственных мыслей. В результате в момент высказывания в речи ребёнка появляются продолжительные паузы, остановки, запинания, которые в дальнейшем могут перейти в стойкое заикание.

Не следует перегружать малышей и избыточными впечатлениями после посещения кинотеатра, театра, цирка, ребёнок не может удержаться от расспросов, высказываний. При этом он торопиться, глотает звуки, слоги, запинается, повторяет слова, перескакивает с одной мысли на другую. В его речи могут появиться запинки, которые могут закрепиться и перейти в заикание. Но не следует полностью исключать посещения театра и цирка, лишая тем самым ребёнка новых впечатлений. Вредно сказывается на состоянии речи и нервной системы детей чрезмерное увлечение телевизором, компьютером, видеофильмами.

Иногда заикание у детей появляется в результате чувства страха. Однако взрослому не всегда удаётся вовремя заметить скрытую тревогу, беспокойство малыша и тем более разгадать их причину. Помочь этому может внимательное наблюдение за поведением ребёнка. Нельзя оставлять без внимания случаи, когда малыш боится спать в комнате, пугается темноты, не остаётся один в помещении. Выяснив причину страха, надо постараться устранить её или показать ребёнку, что в том, что он считает таинственным и страшным, на самом деле ничего таинственного и страшного нет. Ирония, насмешка, равно как и выговоры, и наказания в таком случае не помогут, а наоборот ещё больше усилят чувство страха.

Особого внимания требуют дети, которые лучше владеют левой рукой, так называемые левши. Если у ребёнка-левши есть предрасположенность к заиканию, то переучивать его вообще нельзя.

Иногда пусковым моментом к возникновению заикания у нервно ослабленных детей могут быть стресс или испуг. Постарайтесь оградить таких детей от стрессов.

 
Выберите язык
Russian Belarusian Chinese (Traditional) English German