Кто в доме хозяин? (или как перестать быть воспитанниками своих детей)

 

— даже в критических ситуациях родителям полезно сохранять выдержку и понимать, что есть области, в которых решения до определенного возраста принимают только они. В случае уличной истерики нужно спокойным голосом объяснить, что разговор продолжится, когда ребенок перестанет кричать, и дать ему время успокоиться. Иногда взрослому достаточно спокойной просьбы, чтобы ребенок услышал его, а в некоторых случаях придется предъявить строгое требование, которое должно выполняться без возражений и лишних переговоров – на все это родитель имеет право;

 

— важно быть уверенным в том, что говорите. Стоит обратить внимание на то, как беспрекословно ребенок-командир готов слушаться постороннего человека: сотрудника детского сада, сделавшего замечание, или пассажира в самолете, который обернется и спокойным, но твердым голосом, скажет: «Пожалуйста, не стучи ногами по сиденью». Дети хорошо улавливают своим встроенным радаром, кто не потерпит препирательств, а от кого имеется полный карт-бланш на командование;

— постарайтесь не говорить фразу «дождемся, когда придет папа (или мама) и решим». Для ребенка это свидетельство того, что вы не можете принять самостоятельное решение, и в будущем он может манипулировать этим и чаще продавливать свою точку зрения с вами в отсутствии более авторитетного родителя;

— важно, чтобы слова взрослых не расходились с делом, и, если сегодня решено не покупать игрушки, не нужно поддаваться уговорам на «хотя бы самую маленькую». В свою очередь, если ребенку была обещана поездка на катере, а друзья с утра позвали вас на заманчивый пикник, несправедливо ставить речную прогулку в меньший приоритет и переносить ее на потом. Честность, выполнение обещаний и уважение к интересам друг друга должны проявляться в двустороннем порядке;

— постарайтесь на собственном примере научить детей формулировать просьбы в адекватной, вежливой форме не в виде указания, а используя обороты «мне бы хотелось» и «можно ли». Когда дети умеют разговаривать корректно и могут объяснить причину своих желаний, с ними легче вести конструктивный диалог и идти на компромиссы.

— необходимо рассказать детям о том, как важно считаться с мнением других.

Конечно, такое внимательное отношение должна быть взаимным. Ребенку важно чувствовать, что к его мнению прислушиваются. Только в таком случае он будет готов идти на компромисс и учитывать интересы окружающих. Наступит подростковый возраст, и яростное желание контролировать все большую часть жизни возникнет как часть необходимого стремления к самостоятельности. Но пока ребенок еще маленький, а от него только и слышны глаголы в повелительном наклонении, возможно, это сигнал для родителей к тому, чтобы вернуться на исходные позиции, где не дети указывают взрослым, что им делать, а родители воспитывают детей и несут за них ответственность.

И хотя нахождение золотой середины между уважительным отношением к желаниям ребенка и поддержанием своего родительского авторитета задача не из легких, усилия, забота и терпение родителей неизбежно принесут свои плоды и помогут ребенку стать сильной и гармоничной личностью.

 

Педагог-психолог Папко Н.В.

Источник:сайт «Мой ориентир»

 
Выберите язык
Russian Belarusian Chinese (Traditional) English German