ПРОФИЛАКТИКА СЕМЕЙНОГО НЕБЛАГОПОЛУЧИЯ

Постановлением Совета Министров №22 от 15 января 2019 года утверждено Положение о порядке признания детей находящимися в социально опасном положении. Этот документ регулирует деятельность госорганов, государственных и иных организаций в выявлении детей, организации и проведении социального расследования, принятии решения о признании ребенка (детей) находящимся в СОП и др. Также в целях защиты прав и законных интересов граждан Постановлением установлен порядок обжалования таких решений.

К числу основных критериев СОП отнесены: неудовлетворение родителями основных жизненных потребностей ребенка, систематическое невыполнение рекомендаций медработников по диагностике, лечению и (или) медицинской реабилитации, что угрожает жизни и (или) здоровью ребенка, необеспечение родителями надзора за поведением и образом жизни ребенка, вследствие чего он совершает правонарушения. Критерием также будет считаться ведение родителями аморального образа жизни, злоупотребление своими правами и (или) жестокое обращение с ребенком, в связи с чем имеет место опасность для жизни и (или) здоровья ребенка.

По словам главного специалиста управления социальной, воспитательной и идеологической работы Главного управления воспитательной работы и молодежной политики Министерства образования Елены Симаковой, документально вводится понятие социального расследования - обязательного этапа, без которого невозможно признание ребенка находящимся в социально опасном положении. Основанием для расследования служит информация, поступающая в органы образования от различных структур (милиции, медиков, работников МЧС, соцзащиты, ЖКХ) для изучения и анализа. " В срок не более 15 рабочих дней устанавливается наличие или отсутствие критериев и показателей СОП. Причем к этой работе привлекаются и представители иных органов и организаций, занимающихся в том числе защитой прав и законных интересов детей», - пояснила специалист. Она отметила, что усиление межведомственного взаимодействия на этапе социального расследования и при принятии решения о признании ребенка находящимся в социально опасном положении, а также активное участие родителей в этом процессе позволят минимизировать фактор субъективизма. Елена Симакова информировала о результатах проводимой в государстве работы. Так, по итогам 2018 года было почти в два раза меньше детей, изъятых у родителей, в сравнении с 2010 годом. Кроме того, в течение прошлого года около 20 тыс. детей сняты с учета находящихся в социально опасном положении в связи с нормализацией обстановки. И только чуть более одной десятой части находящихся в СОП в итоге были признаны нуждающимися в государственной защите. 

Пресс-центр Министерства образования

Критерии  и  показатели  социально опасного положения

Критерии социально опасного положения Показатели социально опасного положения
1. Родителями не удовлетворяются основные  жизненные  потребности ребенка (детей)
  • родители допускают оставление ребенка  (детей) без пищи
  • родители  допускают  систематическое  отсутствие пищи, предназначенной для питания ребенка (детей) (для  детей  раннего  возраста  –  от  0  до  3  лет,  детей дошкольного возраста – от 3 до 6 лет, детей школьного возраста – от 6 лет и  старше), отвечающей  соответствующим физиологическим потребностям детского  организма  и  не  причиняющей  вред здоровью ребенка соответствующего возраста
  • родители  допускают  проживание  ребенка  (детей)  в жилых  помещениях,  в  которых  печи,  теплогенерирующие  агрегаты,  газовое оборудование,  электрические  сети,  электроприборы не  соответствуют  требованиям  технических  нормативных  правовых  актов либо  эксплуатационной  документации  на  них,  неработоспособны, демонтированы устройства автоматического (автономного) обнаружения и оповещения о пожаре, надворные постройки и придомовая территория  не  соответствуют  требованиям  пожарной безопасности  и  имеются  условия,  создающие  непосредственную угрозу возникновения пожара
  • родители  систематически не  выполняют рекомендации медицинских работников по  диагностике,  лечению и (или) медицинской реабилитации ребенка (детей), что угрожает его (их) жизни и (или) здоровью
  • родители препятствуют получению ребенком  обязательного  общего  базового  образования (в  любой форме его получения).

2. Родителями  не обеспечивается надзор  за  поведением ребенка и его образом  жизни,  вследствие  чего ребенок совершает  деяния, содержащие  признаки  административного  правонарушения  либо  преступления

  • в  отношении  родителей  ребенка  (детей)  в  возрасте до 14 лет неоднократно в течение года установлены факты привлечения к административной ответственности по статье 9.4 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях
  • в  отношении  родителей  ребенка  (детей)  в  возрасте старше  14  лет  в  рамках  административного  либо уголовного  процессов  установлены факты,  подтверждающие что они не контролируют его  (их) поведение  и  местонахождение,  вследствие  чего  ребенок  (дети)  привлечен  к  административной  либо  уголовной ответственности

3. Родители  ведут аморальный  образ жизни,  что  оказывает  вредное  воздействие  на  ребенка  (детей),  злоупотребляют  своими правами и (или) жестоко  обращаются  с ним  (ними), в связи с чем имеет место  опасность для  жизни  и  (или) здоровья  ребенка (детей)

  • в отношении родителей установлены факты привлечения  к  административной  ответственности  за  совершение  правонарушений,  предусмотренных статьями 9.1, 17.1, частью третьей статьи 17.3, статьями 17.4, 17.5, 17.8 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях
  • в отношении родителей установлены факты потребления  наркотических  средств,  психотропных  веществ, их аналогов, токсических или других одурманивающих веществ,  употребления ими  алкогольных напитков,  по  результатам  чего  к  ним  применялись меры профилактического воздействия
  • установлены факты жестокого обращения родителей с  ребенком,  физического  и  (или)  психологического насилия по отношению к нему