Формирование профессиональной компетентности педагога через самообразование

 

Материал для консультации с педагогами

Одним из наиболее эффективных способов повышения педагогического мастерства педагогов является самообразование. Постоянное самообразование - вот тот определяющий актив жизни современного человека, который поможет не "отстать от поезда современности".

Именно компетентный педагог обеспечивает положительные и высокоэффективные результаты в обучении, воспитании и развитии учащихся.

Самообразование - это целенаправленная работа педагога по расширению и углублению своих теоретических знаний, совершенствованию имеющихся и приобретению новых профессиональных навыков и умений в свете современных требований педагогической и психологической наук.

Самообразование предусматривает расширение и углубление профессионально-методических знаний и умений, совершенствование уровня профессиональной подготовки.

Формы самообразования педагогов

1.   Индивидуальная,     предполагающая     самостоятельную     работу     над
повышением профессионального и методического уровня;

2.   Коллективная,    направленная    на    активное    участие    педагогов    в методической работе образовательного учреждения.

Самостоятельная    работа    по    самообразованию    позволит     педагогу повысить свой профессиональный уровень: пополнить свой методический багаж, моделировать и прогнозировать образовательный процесс; найти новые нестандартные подходы в работе с детьми; раскрыть творческий потенциал.

А это, в свою очередь, будет влиять на результативность педагогической деятельности в целом.

Срок работы над темой определяется индивидуально и может составлять от 2-х до 5-ти лет. Педагог должен в течение этого периода времени углублённо заниматься проблемой, решение которой вызывает определённые затруднения или которая является предметом его особого интереса. Темы для самообразования выбираются педагогом самостоятельно. Они должны быть связаны с прогнозируемым результатом и направлены на достижение качественно новых результатов работы. Тематику по самообразованию следует отбирать в соответствии со стажем работы, профессиональным мастерством. Самообразование невозможно без умения формулировать цель, конкретизировать проблему, фокусировать свое внимание на главном, творчески переосмысливать программу обучения и приобретаемые знания.

На основании выбранной темы педагог разрабатывает индивидуальный план работы над поставленной перед собой проблемой. В плане указываются:

  • название темы,
  • цель,
  • задачи,
  • предполагаемый результат,
  • формы самообразования,
  • этапы работы,
  • сроки выполнения каждого этапа,
  • действия и мероприятия, проводимые в процессе работы над темой,
  • способ демонстрации результата проделанной работы,
  • форма отчета по проделанной работе.

Самообразование непрерывно, но планировать его нужно поэтапно. Технология организации самообразования педагогов может быть представлена в виде следующих этапов:

1 этап - диагностический, который предусматривает создание определенного настроя на самостоятельную работу; анализ профессиональных затруднений и интересов; постановку проблемы, выбор цели работы, формулирование личной индивидуальной темы, осмысление последовательности своих действий (планирование и прогнозирование результатов).

2 этап - обучающий, на котором педагог знакомится с психолого-педагогической и методической литературой по выбранной проблеме образования; знакомство с передовым педагогическим опытом, наработанным коллегами в городе, регионе, стране; накопление педагогических фактов, их отбор и анализ, формирование картотеки по теме.

3 этап - практический, во время которого происходит адаптация теоретического материала к конкретной ситуации, апробирование на практике выбранных методов работы; мониторинг, анкетирование. Практическая работа продолжает сопровождаться изучением литературы. На данном этапе идет осмысление, анализ и обобщение накопленных фактов.

4 этап - внедрение, на нем педагог в процессе дальнейшей работы использует собственный опыт, а также занимается его распространением. Созданием собственных наработок в русле выбранной темы с опорой на теоретический материал (дидактические материалы, разработки уроков, внеклассных мероприятий и другие методические наработки); апробацией, коррекцией, отслеживанием результативности. Данный этап предусматривает практические выходы: отчет о ходе самообразования на заседаниях методического объединения, проведение открытых уроков, мастер-классы для коллег.

5 этап - обобщающий, на котором педагог должен провести анализ своей самостоятельной методической работы по теме самообразования, оформить результаты, рекомендации для коллег.

Длительность этапов может варьироваться в зависимости от сложности темы   опыта самого педагога. Срок реализации плана педагог определяет сам. Результаты самообразования могут быть представлены в форме:

- консультаций для сотрудников ДУ;

- выступлений на заседаниях педагогического совета;

- открытых занятий и других мероприятий;

- картотеки по проблематике изучаемого вопроса;

- игр и пособий;

- рекомендаций по проведению образовательной работы;

- выставки работ детей или педагога;

- оформленного передового педагогического опыта.

Основными      критериями      самообразования педагога   являются: творческий рост педагогов, внедрение новых педагогических технологий в  образовательный процесс, качество образовательного процесса, положительная динамика показателей развития дошкольников.

Самообразование дает положительный результат в том случае, если оно ведется целенаправленно, планомерно и систематически.

Результатом самообразования педагога являются совершенствование работы с детьми, рост его профессионального мастерства. Каждая деятельность бессмысленна, если в ее результате не создается некий продукт, или нет каких-либо достижений. И в личном плане самообразования педагога обязательно должен быть список результатов, которые должны быть достигнуты за определенный срок.

По окончании работы над темой каждый педагог должен написать отчет с анализом, выводами и рекомендациями для других педагогов. Отчеты по самообразованию могут заслушиваться на педагогических советах, а также быть частью любого методического мероприятия.

Научно-техническое развитие современного общества требует от педагога освоения новых информационных технологий. Необходимо уметь искать, получать, обрабатывать информацию, встраивать ее в педагогическую деятельность для решения практических задач, то есть овладеть информационной компетентностью. Только самообразование может позволить каждому педагогу оставаться актуальным в современных условиях.

Появление сети Интернет обеспечило педагогов множеством возможностей для непрерывного самообразования, приобретения новых знаний и умений. Сегодня существуют множество форм и способов, повышать свою компетентность и квалификацию с помощью интернет - ресурсов и технологий, например:

  • дистанционные курсы для педагогов, мастер-классы;
  • дистанционные конференции (семинары);
  • дистанционные конкурсы;
  • дистанционные олимпиады;
  • педагогические форумы и многое другое.

Обладающий   высокой  степенью  профессиональной  компетентности, педагог   должен    постоянно    совершенствовать    свои    знания    и  умения, заниматься самообразованием, обладать многогранностью интересов

Подготовил: заместитель заведующего по Т.Н.Грицацуева

Источники:

инструктивно-методическое письмо МО РБ к 201 -2012 учебному году

Котко А.Н. Основы профессионального мастерства заместителя заведующего по основной деятельности – Мн., 2003

 
Выберите язык
Russian Belarusian Chinese (Traditional) English German