Занятие по образовательной области «Ребёнок и природа» для детей старшей группы «Путешествие Цифровика»

Программное содержание: Расширять знания детей об экологии ближайшего окружения родного города. Формировать умение замечать красоту окружающей природы, эмоционально откликаться на нее. Развивать эстетическое восприятие окружающего, речь детей. Воспитывать бережное отношение к природе.

Материал: мультимедийная презентация, аудиозаписи, карта-схема, иллюстрации р.Орессы, дендропарка, парка.

Ход занятия:

-С голубого ручейка начинается река, а наше занятие с улыбки.

-Ребята, вы любите путешествовать? Я тоже очень люблю. Предлагаю вам сегодня с Цифровиком отправиться в увлекательное путешествие, где узнаем     много интересного. Согласны? Но, чтобы нам было интересно в дороге, Цифровику нужно знать, что вы знаете о нашей республике.

-Ребята, в какой республике мы с вами живем?

-Кто мы с вами по национальности?

-Как называется наш город?

-В нашем городе много зеленых насаждений?

-Как вы думаете, что это? (деревья, кусты, цветы)

- А какая сейчас пора года? (осень)

Как красиво всё кругом

Золотым осенним днём:

Листья жёлтые летят,

Под ногами шелестят!

(И. Агеева)

Воспитатель обращает внимание на желтые листья, под ногами и предлагает поиграть с ними.

Пальчиковая игра «Листочек» (Е.Б.Шмелева)
Красненький листочек,
Словно огонечек, 
Покружись немножко,
Падай на ладошку.
Желтенький листочек,
Солнышка кусочек, 
Покружись немножко,
Падай на ладошку,
Листья соберем мы в кучу,
И подбросим выше тучи.

А листики кружатся
И под ноги нам ложатся.

(Машем правой ладонью над головой.)

(Совершаем круговые движения правой ладонью.)
(Опускаем правую ладонь на левую.)
(Машем левой ладонью над головой.)

(Совершаем круговые движения левой ладонью.)
(Опускаем левую ладонь на правую.)
(Совершаем одновременные движения руками, имитируя, будто мы собираем листья в кучу и подбрасываем вверх.)
(Кистями обеих рук совершаем круговые движения над головой и медленно опускаем ладони вниз.)

-Вот в этот чудесный осенний день мы и отправляемся в путешествие к р.Орессе, в городской парк, дендропарк в г. Любани.

-А на каком транспорте будем путешествовать, догадайтесь сами. (Звуки поезда)

(Стулья в виде поезда расставлены).

-А чтобы знать куда ехать Цифровик нам разработал схему.

(Показ на мольберте схемы-путешествия с указанием станций)

(Звук поезда)

Станция «Р.Оресса» (показ на схеме)

-Ребята, а что вы знаете про реку Орессу?

(рассказ воспитанника из игры «Город, в котором я расту»)

Наш город Любань находится на берегах реки Оресса, которая протекает в Минской и Гомельской областях, правый приток Птичи.

Длина реки — 128 км, площадь бассейна — 3620 км². Истоки реки находятся в Стародорожском районе Минской области, далее река протекает по Центрально-Березинской равнине, в нижнем течении — по Припятскому Полесью. Ширина реки в верховьях — 5-10 м, в нижнем течении — 30-35 м.

Несколько десятилетий назад Оресса была одной из самых чистых рек Беларуси, полноводной, богатой рыбой. В ней водились в большом количестве плотва, щука, лещ, окунь, карась, карп, язь, сом.

В 1989 году около реки был создан парк культуры и отдыха, в котором и до сегодняшнего дня проводятся праздники.

Про нашу реку писали многие, так:

река Оресса воспета в поэме Я Купалы «Над ракою Арэсай»

наш земляк Иван Муравейко во многих своих стихотворениях описал красоту и неповторимость знаменитой реки Орессы.

Спакойная, ласкавая такая,

Цячэ Арэса між палёў, бароў

І да сябе прыцягвае, склікае

Няўрымслівых, вясёлых ручайкоў.

наша землячка Нина Маевская  описывала её такими словами «…гэта была рэчка – невялікая і ціхая, разліўная і бурлівая, і галоўнае – знакамітая на ўвесь свет»

Край мой любімы, ля Арэсы

Я, напэўна, не быў бы шчаслівы,

Каб цябе не было на зямлі.

-Ребята, так какие рыбы водятся в реках?

(наблюдение за рыбой в аквариуме, работа с предметно-схематической моделью рыбы).

(Звук поезда)

Станция «Городской парк» (показ на схеме)

-Ребята, когда вы гуляли с родителями по городу летом, видели красивые цветы на клумбах?

-Кто нам может рассказать про городской парк?

(рассказ воспитанника из игры «Город, в котором я расту»)

В нашем городе есть городской парк, который был открыт к 60-летию освобождения Беларуси в 2004 году. Еще в 1967 году в парке были размещены бетонные фигуры комплекса: скульптура воина с автоматом, присевшего в печали на колена перед могилами, бетонный блок с надписью «…Вас будзе помн1ць Любаншчына вечна, радз1ма-мац1 не забудзе вас».

А в парке около центральной библиотеки находится памятник герою труда Шаплыко Кузьме Ивановичу (главная достопримечательность парка).

На сегодняшний день парк впечатляет нас своей яркостью, красотой, неповторимостью цветов и экзотическими деревьями, кустами, которые были привезены с Польши.  Также в парке можно встретить скульптуры: семью оленей, журавлей, а также малую архитектурную форму в виде двух журавлей с колоколом-символ любви и верности.

Игра «Цветик-семицветик»

(Звук поезда)

Игра по ППД «Собери знак» (работа в группах)

Станция «Дендропарк» (показ на карте)

-Знаете ли вы, сто в нашем городе есть дендропарк?

-Кто скажет что означает это слово «дендропарк»?

(рассказ воспитанника из игры «Город, в котором я расту»)

В нашем городе есть очень красивое место – дендропарк. Он заключает в себе множество деревьев, кустарников, цветов. Дата его создания 2003 год. Цель создания распространение культур новых ценных видов.

Всего растений в дендрариуме 3.138 видов. Здесь растет ель канадская, сосна черная, айва японская, рябина черноплодная, ясень обыкновенный, орех грецкий.

Это множество растений

Горожанам будто дар

Что достойно восхищений

И деревья, и кусты

Все возможные цветы

Все достойно комплиментов.

Подвижная игра «Кто больше шишек соберёт?».

(Цифровик с детьми соревнуются в сборе шишек)

Дидактическая игра «Отбери, что сделано из дерева».

-Для того, чтобы наш город оставался красивым, как мы  должны относится с вами к природе?

Наша задача – заботиться об охране природы.

-Давайте разместимся поудобнее, закроем глазки. Нам хорошо и приятно. Мы дышим свежим воздухом и вдыхаем аромат цветов. Мы защитники этих растений. Мы будем оберегать природу, и заботиться о ней. Мы сохраним красоту нашего города!

(Звук поезда, возвращение в детский-сад).

 
Выберите язык
Russian Belarusian Chinese (Traditional) English German