Развивающие игры экономического содержания

1.«КТО ЧТО ДЕЛАЕТ?»

Цель. Расширить знания детей о профессиях и трудовых действиях; воспитать интерес к новым профессиям, уважение к труду взрослых.

Материал. Карточки с изображением профессии (продавец, повар, кассир, художник, банкир) и трудового действия (взвешивает товар, готовит еду, рисует, беседует, отсчитывает деньги, показывает рекламные образцы и др.).

Содержание

Ребенок, взяв карточку, называет профессию. Находит соответствующую карточку с изображением трудовых действий и рассказывает о них.

Вариант. Дети подбирают инструменты (картинки), которые необходимы для работы людей тех профессий, которые изображены на сюжетных картинках.

2.«НАЗОВИ ПРОФЕСИИИ»

Цель. Научить ребенка устанавливать зависимость между результатами трудовой деятельности и профессией человека; воспитать интерес к людям разных профессий.

Материал. Цветок ромашки, на лепестках которой условно изображены результаты труда людей разных профессий.

Ребенок, отрывая лепесток ромашки, называет профессию, связанную с удовлетворением определенной потребности.

3.«КТО ТРУДИТСЯ, КТО ИГРАЕТ»

Цель. Закрепить представления детей о различии трудовой и игровой деятельности (трудовой — нетрудовой).

Материал. Набор карточек с изображением трудовых и игровых процессов.

Содержание

У каждого ребенка — набор парных карточек (трудовая — игровая деятельность). Ребенок описывает изображения, называет процессы (мальчик чистит ботинок, девочка стирает кукольное белье, дети танцуют, играют и т.д.), устанавливает отличия (наличие результата труда или его отсутствие).

 

4.«КАКИЕ БЫВАЮТ ДОХОДЫ?»

Цель. Уточнить знания детей об основных и дополнительных доходах; усовершенствовать навыки самостоятельного определения видов доходов (основные и неосновные).

Материал. Карточки с изображением основных видов деятельности, за которые взрослые получают основной доход — заработную плату (работа парикмахера, врача, столяра, плотника, ткачихи и др.), и видов деятельности, направленных на получение натуральных продуктов (сбор ягод, грибов; работа в саду, огороде и др.), дающих дополнительный доход.

Содержание

Дети рассматривают карточки, называют деятельность взрослых, полученный результат, выделяют основные и дополнительные доходы.

 

5.«ТОВАРНЫЙ ПОЕЗД»

Цель. Закрепить знания детей о месте изготовления товара; классифицировать товар по месту производства.

Материал. Карточки с изображением товара, плоскостное изображение товарного поезда с вагонами.

Дети раскладывают товар по вагонам так, чтобы в каждом оказался товар, одинаковый по месту производства. Например, мясопродукты — продукция мясокомбината, молочные продукты — продукция молокозавода и т.д.

Вариант. Дети группируют предметы по месту производства: мебель — мебельная фабрика, посуда — фаянсовый завод, игрушки — игрушечная фабрика и т.д.

6.«МАРШРУТЫ ТОВАРОВ»

Цель. Развить у детей умение различать товары по их принадлежности к определенной группе (бытовая техника, промышленные товары, мебель, сельхозпродукты и др.).

Материал. Картинки с изображением товаров или реальные предметы и игрушки, таблички с названием магазинов: «Одежда», «Мебель», «Бытовая техника», «Сельхозпродукты» и т. п.

Содержание

Каждый ребенок выбирает карточку-картинку, называет, что на ней нарисовано, и определяет, в какой магазин можно увезти этот товар. Выигрывает тот, кто правильно подберет карточки к табличкам с названием магазина.

7.«СОБЕРИ ВМЕСТЕ»

Цель. Расширить представления детей о товарах; научить группировать их по разным признакам.

Материал. Карта (панно) с изображением различных товаров.

Содержание

У каждого ребенка — карта, на которой нарисованы разные предметы. Используя круги (диаграммы) Эйлера-Венна, дети объединяют предметы по различным признакам: съедобные — несъедобные; игрушки — орудия труда; товары, обязательные для каждого — необязательные, и т. д.

 

8.«УГАДАЙ, ГДЕ ПРОДАЮТСЯ»

Цель. Научить детей соотносить название магазина с товарами, которые в нем продаются; развить умение обобщать группы предметов.

Материал. Картинки с изображением овощей, фруктов, мебели, обуви и т.д.

Содержание

Дети подбирают группы карточек с изображением овощей, фруктов, мебели и т. д. Выкладывают их перед соответствующей сюжетной картинкой, где нарисованы магазины «Мебель», «Овощи», «Супермаркет» и др. Устанавливают зависимость между названием магазина и товарами, которые в нем продаются.

 

9.«МАГАЗИН ИГРУШЕК»

Цель. Дать возможность детям практически осуществить процесс купли-продажи; развить умение «видеть« товар: материал, место производства, цену (стоимость).

Материал. Разные игрушки, ценники, товарные знаки, игровые деньги.

Содержание

Прежде чем купить понравившуюся игрушку, ребенок называет материал, из которого она сделана (дерево, металл, пластмасса, ткань, бумага и т.д.), место производства (где и кто сделал). Далее определяется цена игрушки. Ребенок отсчитывает определенную сумму денег и покупает игрушку. По мере того-как игрушки раскупаются, продавец добавляет новые.

 

10.«ЧТО БЫСТРЕЕ КУПЯТ?»

Цель. Развить умение устанавливать зависимость между качеством товара, его ценой (стоимостью) и спросом на него.

Материал. Карточки с изображением качественных и некачественных товаров (платья для куклы, на одном из них не хватает нескольких пуговиц; машины-игрушки, на одной из них фары разного цвета; ботинки, на одном нет шнурка).

Ребенку предлагается пара карточек с изображением одинаковых товаров. Из двух предложенных вещей ребенок выбирает ту, которую купят быстрее, и объясняет причину своего выбора.

 

11.«ЧТО И КОГДА ЛУЧШЕ ПРОДАВАТЬ?»

Цель. Закрепить знания детей о спросе на товар, о влиянии фактора сезонности (времени года) на реальный спрос.

Материал. Карточки с изображением магазина и окружающей его среды в разное время года (летом, зимой и т. д.); мелкие карточки с изображением сезонных товаров.

Содержание

Дети заполняют магазины товарами в соответствии с сезоном. Например, панамки, сандалии, сарафан, бадминтон и др. — в «летний» магазин; шубу, шапки, варежки — в «зимний».

 

12«ДОМИНО»

Цель. Закрепить знания о названии, достоинстве монет; развить внимание, память.

Материал. Карточки домино, на которых нарисованы монеты разного достоинства и в разном наборе.

Содержание

Правила игры — общие для домино. Один из детей выставляет карточку домино, следующий ребенок слева или справа кладет карточку с соответствующим «набором» монет. По окончании игры осуществляется проверка, устанавливается, правильно ли подобраны карточки.

Вариант. На карточках домино изображены денежные знаки разных стран.

 

13 «ЧТО ДЕШЕВЛЕ»

Цель. Сформировать умение ориентироваться в цене товаров, устанавливать ассортимент предметов (товаров) по цене; развить самостоятельность в выборе решения.

Материал. Карточки с изображением разных предметов, ценники.

Содержание

Сначала дети подбирают предметы, контрастные по цене, а затем устанавливают ассортимент товаров (сериационные ряды) от предмета самого дешевого до самого дорогого и наоборот. Дети сравнивают цены, находят разные и одинаковые по цене предметы.

14.«НАЗОВИ МОНЕТУ»

Цель. Расширить представления детей о разнообразии названий денег в художественных произведениях.

Материал. Сказки «Малыш и Карлсон», «Приключения Пиноккио», «Али-Баба и сорок разбойников» и др. «Портреты» сказочных героев.

Содержание

Дети рассматривают иллюстрации, вспоминают содержание сказок. Через игровую ситуацию определяют название денег, которыми пользуются герои сказок. Например, Карлсон покупает Малышу щенка, имея несколько эре. Буратино (Пиноккио) покупает билет в театр на четыре сольдо. Али-Баба и сорок разбойников владеют динарами и т. д.

 

15.«КОМУ ЧТО ПОДАРИМ?»

Цель. Развить умение правильно подбирать подарок, обосновывая свой выбор.

Материал. Карточки-картинки, на которых изображены машинка, кукла, мяч, щенок, котенок, шапка, шляпка, костюм, платье, ботиночки, туфельки, значок, бантик и др.

Содержание

Воспитатель выставляет картинки с изображением мальчика Алеши и девочки Ирины. Предлагает рассмотреть карточки-картинки, на которых нарисованы разные предметы, вещи, украшения, выбрать понравившиеся и подарить Алеше и Ирине. Дети подбирают карточки и рассказывают, кому, что и зачем они дарят.

Вариант. Дети дарят подарки героям мультфильмов, сказок.

 

16.«КАКОЕ СЛОВО ЛИШНЕЕ?»

Цель. Развить умение определять «лишний» предмет, выделяя общий признак других.

Материал. Карточки с изображением четырех предметов, из которых один лишний.

Рубль, франк, марка (в монетах), рубль (банкнота).

Кофта, машина, кольцо, солнце.

Магазин, ларек, палатка (рыночная), жилой дом.

Цена, товар, деньги, ночь.

Содержание

Ребенку предлагаются четыре картинки с изображенными на них определенными предметами. Чтобы найти лишний предмет, ребенок объединяет три предмета по какому-либо признаку. Назвав лишний предмет, ребенок объясняет свой выбор.

 

17.«НАОБОРОТ»

Цель. Научить самостоятельно находить (подбирать) противоположные по смыслу слова.

Материал. Подбор слов (дорого — дешево, ленивый — трудолюбивый, экспорт — импорт, много — мало, покупатель — продавец и т. п.).

Содержание

Воспитатель называет слово, а ребята называют противоположное. Выигрывает тот, кто быстро и правильно находит нужное слово. Затем ведущим становится ребенок.

 

18 «ПРОДОЛЖИ ПРЕДЛОЖЕНИЕ»

Цель. Развить умение выполнять ранее принятые условия при составлении рассказа.

Материал. Картинки экономического содержания; покупка товара в магазине, на рынке, изготовление товара и т.д.

Содержание

Взрослый сообщает условия игры: в каждом предложении «живут« экослова: покупатель, продавец, деньги, покупка,

цена, товар, рынок, обмен и др. Ребенок рассматривает картинки и продолжает рассказ, начатый взрослым:

—Мне понравилась игрушка в магазине...

—Муха-цокотуха покупала на рынке самовар...

Игра  «Что?» «Где?» «Когда?»

 

ПРОГРАММНОЕ СОДЕРЖАНИЕ: Закрепить знания детей о  деньгах, товаре, банке. Воспитывать правильное отношение к деньгам, уважение к людям, Умеющим хорошо трудиться и честно зарабатывать деньги. Формировать представление о таких понятиях, как «дороже», «дешевле», «цена», «заработная плата».

Формировать экономическое мышление. Развивать желание играть в игры с математическим и экономическим содержанием.

ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ РАБОТА: Беседы, игровые ситуации, дидактические игры по экономическому воспитанию, работа с родителями, разгадывание кроссвордов.

ОБОРУДОВАНИЕ: Дидактические игрушки, конверты с вопросами, ценники на игрушках, монетки.

ХОД:

КАРАБАС: Здравствуйте, дорогие ребята и уважаемые гости. Вы меня узнали?

Правильно. Я, Карабас-Барабас. А со мной мой друг - Буратино. Я приглашаю Вас в свой театр. Я там работаю и зарабатываю деньги. В своем театре я показываю сказки. Скажи, Буратино, у тебя есть

деньги?

БУРАТИНО: У меня всего 5 золотых. А У вас ребята есть деньги?

ДЕТИ: нет.

КАРАБАС: А как можно заработать деньги?(ответы детей)

КАРАБПС: Правильно. Ваши мамы и папы ходят на работу. Кто- то работает на станке,

кто-то учит детей в школе, а кто-то лечит людей и за это они получают деньги.

А я вас предлагаю заработать деньги в игре «Что? Где Когда?» Вы наверное видели эту игру по телевизору. А вот сегодня мы сами поиграем в эту игру. И вы увидите, что те только физическим, но и умственным трудом можно заработаТБ деньги, отвечая на вопросы. За правильный ответ каждый

из вас получит деньги, чем вопрос труднее, тем больше денег.

И так, игра начинается.(Дети по одному подходят к барабану, отвечают на вопросы)

ВОПРОСЫ

1. Что такое товар?

2. Как называются деньги, которые получаю пожилые люди?

3. Все ли на свете можно купить и продать?

4. Может ли человек купить все, что ему хочется?

КАРАБАС: Скрипичный ключ поставлю я,

Музыкальная пауза у нас, друзья!

(дети исполняют частушки)

В детском садике с монетой

Удивили мы полсвета

Покупаем, продаем,

Мы играть не устаем.

Моя бабушка в чулке,

Денежки хранила,

И пропали деньги те

На спички не хватило.

Я бабусе говорю:

«В банк тебя я отведу»

Там проценты ты получишь,

Заживешь на них ты лучше.

 

КАРАБАС: Продолжим нашу игру.

 

ВОПРОСЫ:

1. Что такое банк? Кто является хозяином банка?

2. Как называются деньги, которые получают мама и папа за работу?

3. Израсходованные деньги - это доход? Расход? Прибыль?

4. По какой цене выгодно продать: по дорогой или дешевой? (купить)

 

КАРАБАС: А сейчас объявляется игровая пауза. ИГР А. «Наоборот»

 

ВОПРОСЫ:

1. Где продают и где покупают?

2. Что обозначает скидка цены товара?( цена повышается, понижается, остаетсяпрежней)

3. За что родители получают зарплату?

4. Что такое семейный бюджет?

КАРАБАС: Ну, кажется, все участники заработали деньги. (Дети подсчитывают монетки)

БУРАТИНО: Но у меня мало денег и я ничего не смогу купить. КАРАБАС: Буратино, я смогу дать тебе денег в долг. БУРАТИНО: А Что такое долг?

ДЕТИ:это когда деньги дают тебе не на совсем, а на время.

КАРАБАС:и ты отдашь мне их как только заработаешь.

БУРАТИНО: Буду тебе очень благодарен.

ДЕТИ ЧИТАЮТ СТИХИ:

С экономикою нас

Начали знакомить

Что такое «вклад» и «банк»

Как деньги сэкономить.

Мы доход своей семьи

Вместе подсчитаем

Знаем цену всем вещам

Что нам покупают.

КАРАБАС: Ребята, вы все заработали деньги. В моем театре открылся новый магазин игрушек. Посмотрите, здесь даже есть книжный отдел, канцелярия. Подходите и покупайте все, на что у вас хватит денег.

КАРАБАС: Вам понравился магазин? Чем вы рассчитывались за товар?

Вы убедились, что можно зарабатывать деньги и умственным трудом.

 
Выберите язык
Russian Belarusian Chinese (Traditional) English German