Рекомендации по организации и проведения открытых занятий в детском саду

Открытые занятия или воспитательные мероприятия для детей до­школьного возраста — одна из эффективных форм организации ме­тодической работы в УДО. Но в образовательной практике не всегда различают открытые и

обычные занятия, порой не выделяют особен­ности их подготовки и проведения. При этом следует учитывать, что открытое занятие в отличие от обычного — это специально подготовленная форма организации методической работы, в ходе которой реализуются основные направления образовательного процесса дошкольного учреждения.

На открытом занятии педагог демонстрирует коллегам свой позитивный или инновационный опыт по реализации методической идеи и применению конкретного приема или метода обучения.

Цели открытых просмотров разнообразны. Напри­мер, на занятиях по формированию элементарных ма­тематических представлений — это обучение детей решению обрат­ных арифметических задач, логических упражнений на нахождение недостающих фигур; по развитию речи — использование опорных схем, моделей при составлении описательных расска­зов о природе; по ознакомлению с окру­жающим миром.

К подготовке и проведению открытых занятий с детьми дошколь­ного возраста предъявляется ряд требований. Так, открытое занятие должно проводиться педагогами, имеющими высокий уровень научно — методической подготовки и обеспечивающими высокую эффектив­ность образовательного процесса.

Такие занятия должны стать источником инновационного опыта и затрагивать актуальные проблемы методической науки в области дошкольной педагогики и психологии и иметь новизну. Новизна мо­жет относиться к содержанию дидактического материала или мето­дикам его изучения. Показ занятий, в которых реализуется широко распространенная на практике методика, не способствует профессиональному росту других педагогов. Однако в методической работе с молодыми педагогами это ограничение не всегда нужно учитывать, поскольку для них даже традиционные, общеизвестные методики представляют определенный интерес.

Являясь формой организации образовательного процесса, открытое занятие должно содержать но­вую, особую структуру. Оно может отражать решение мето­дической проблемы, тему самообразования, над которой работает педагог. Его индивидуальная методическая тема связывается с общей методической проблемой коллектива УДО. Именно этот показатель в рамках занятия способствует реализации системного под­хода к организации научно-методической работы в педагогическом коллективе.

Данные занятия должны показывать (доказывать) пре­имущества, высокую эффективность инновации или тради­ции в организации деятельности детей. Кроме того, воспита­тель должен подготовить теоретический и наглядный мате­риал, мультимедиа, оборудование, организовать пространство для проведения занятия и т. д.

Проводятся открытые занятия без «репетиции» в обычных условиях, с общепринятой продолжительностью, не нарушая требований к образовательному процессу. Накануне рекомендуется сообщить детям и их родителям о предстоящем занятии. Это подготовит ребят к ситуации, когда будут присутствовать посторонние люди.

Занятие проходит в соответствии с планом методической работы УДО. Педагоги должны располагать достаточным временем для его подготовки. Практика показывает, что нельзя проводить в одной груп­пе в один день несколько открытых занятий, не следует также органи­зовывать их в одной и той же группе несколько раз в месяц. Это объ­ясняется большой психологической нагрузкой, которую испытывают дети и педагог. Строится открытое занятие с учетом дидактических целей: обучающей, вос­питывающей, развивающей и дополни­тельно-мотивационной. На занятии дети должны получить столько знаний, сколько они усвоили бы, изучая эту тему в обычных условиях. Недопустимо объяснение только той части темы, которая позволяет наиболее ярко демонстрировать новый методический прием, оставляя остальные аспекты на следующее занятие или перенося их на другую деятельность.

В ходе открытого занятия для актуализации познавательного интереса детей могут использоваться следующие методические приемы:

  • четкая организация, планирование всех частей занятия;
  • интригующее начало;
  • учет индивидуальных особенностей детей;
  • дружелюбный тон, жесты, мимика, располагающие к себе;
  • мотивы побуждения к деятельности.

Присутствие посто­ронних людей в помеще­нии не должно отвлекать детей, создавать диском­форт. Для посетителей обязательно готовятся ра­бочие места, которые рас­полагаются за спинами дошкольников, чтобы гости их не отвлекали. Нельзя сажать посетителя рядом с ребенком, сбоку. Число приглашенных должно быть ограниченным. Наблюдения показывают, что посещение таких мероприятий хотя бы одним посторонним человеком создает неудобства и для педагога, и для детей, в связи, с чем в настоящее время широко практикуется изучение опыта педагогов по видеозаписи его профессиональной деятельности.

Открытое занятие не должно противоречить программам, по ко­торым работают педагог и УДО в целом. Нельзя непомерно расширять содержание информационно-учебного материала.

Перед проведением открытого занятия педагог предварительно знакомит коллег с его характеристикой, составленной по определен­ному плану (приложение 1).

Анализ открытого занятия не является обязательным. Если же он предусмотрен планом методической работы УДО, то сна­чала слово предоставляется педагогу — автору занятия. Он напо­минает методическую цель занятия, дает краткое описание рабо­ты по ее достижению. В отличие от анализа занятий, посещаемых

с целью контроля педагога, обсуждение открытого просмотра предполагает консультирование гостей занятия, реф­лексию, активное обсуждение, обмен мнениями, дискуссии, споры и т. п. Конспекты всех открытых занятий офор­мляются и хранятся в методическом ка­бинете.

При подготовке к открытому заня­тию педагогу необходимо составлять прогноз ожидаемых результатов и пред­полагаемых рисков. В качестве примера в приложении 2 представлен такой про­гноз для открытого занятия по разви­тию речи.

Таким образом, методически грамотная организация открытых просмотров детских видов деятельности, в т. ч. открытых занятий, способствует непрерывному повышению квалификации педагога в условиях УДО, осмыслению им передового педагогического опыта на более высоком теоретико-практическом уровне, совершенствует его профессиональные умения и навыки.

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Пункт характеристики

Характеристика группы

Содержание

Степень усвоения детьми программы. Реальные учебные возможности детей

Характеристика проекта предстоящего занятия

Возрастные особенности детей.

Определение места занятия в теме, разделе и т. п. Перечисление

целей и задач занятия.

с содержанием учебного материала. Озвучивание структуры занятия

Обоснование проекта пред­стоящего занятия

Обоснование актуальности выбранной темы занятия.

Выявление связи темы занятия с методической проблемой, темой

самооб­разования, над которой работает педагог

Проспект открытого занятия

Озвучивание темы и названия занятия.

Формулировка методических новинок, предлагаемых в предстоящем заня­тии.

Краткое структурное изложение наиболее интересного элемента занятия:

  • озвучивание опорного конспекта;
  • представление образцов дидактических материалов (дидактические игры, раздаточный материал, образец и т. д.);
  • раздача памяток, буклетов;
  • зачитывание списка использованной литературы

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

Прогноз ожидаемых результатов и предполагаемых рисков открытого занятия по развитию речи

Ожидаемые результаты

Предполагаемые риски

Дети активны, каждый ребенок включен в работу

Дети не активны, малоинициативны

Дети охотно включаются в ролевую игру, разыгры­вают роли эмоционально, выразительно

Дети комплексуют при проведении ролевой игры, говорят тихо, невыразительно

У детей проявляется устойчивый интерес к содер­жанию занятия

Дети отвлекаются, шумят, внимание не устойчиво

Дети активно вступают в диалог с воспитателем

Речь воспитателя монологична

Речь, вопросы воспитателя к детям соответствуют литературной норме, не содержат фактических и методических ошибок

Ошибки в речи воспитателя

Оборудование, наглядные материалы соответству­ют возрасту детей и санитарным правилам

Материалы не наглядны: картинки малы, невыра­зительны, устарели, не актуальны и т. д.

Воспитатель работает в зоне ближайшего развития ребенка, осуществляя индивидуальный подход с учетом уровня его особенностей (темп речи, вни­мание)

Воспитатель придерживается своего темпа ведения занятия: торопит детей, индивидуальный подход от­сутствует

Эмоциональный уровень занятия удовлетворителен

Эмоциональный уровень занятия неудовлетвори­телен

 
Выберите язык
Russian Belarusian Chinese (Traditional) English German