Материнская школа

«Материнская школа» как новая форма дошкольного образования

«Материнская школа» функционирует в условиях учреждений дошкольного образования.

«Материнская школа» ставит своей задачей подготовку будущих и настоящих родителей к осознанному родительству. Понятие «Материнская школа» включает широкий спектр самообразования, создание условий для развития у родителей педагогической и психологической компетентности в вопросах воспитания ребёнка.

«Материнская школа» включает группы совместного пребывания родителей и детей, консультативные пункты, домашний патронаж.

 

Группы совместного пребывания родителей и детей предшествуют поступлению ребёнка в ясли или детский сад, обеспечивают безболезненную адаптацию к дошкольному учреждению. В таких группах создаются условия для постепенного «отрыва» ребёнка от родителей, развития его коммуникативных способностей. Мамы и папы имеют возможность находиться в группе вместе с ребёнком, наблюдать за вхождением его в мир сверстников и взрослых, совершенствовать родительские навыки. Акцент делается на повышении педагогической культуры родителей через познание и признание ими их особой значимости в развитии ребёнка от рождения до трёх лет, родительской любви и доверительных отношений, создании положительного эмоционального фона, способствующего спокойной и дружественной обстановке, направленной на развитие и становление личности. Группы совместного пребывания родителей и детей работают в режиме кратковременного пребывания.

Варианты моделей кратковременного пребывания детей раннего возраста совместно с родителями:

  • кратковременное пребывание детей и родителей в закреплённой группе дошкольного учреждения;
  • кратковременное пребывание детей и родителей в закреплённой группе дошкольного учреждения в сочетании с получением консультативной помощи;
  • кратковременное пребывание детей совместно с родителями в специально выделенном групповом помещении, семейных комнатах;
  • кратковременное пребывание детей совместно с родителями в специально выделенном групповом помещении, семейных комнатах в сочетании с получением консультативной помощи;
  • патронажные услуги для детей от рождения до трех лет на дому.

Группы совместного пребывания родителей и детей функционируют по гибкому режиму: 1 раз в неделю, 2 часа в день в зависимости от потребностей родителей. Основная организационная форма работы — индивидуальные занятия и занятия небольшими подгруппами (2—3 ребёнка с родителями). К работе с детьми привлекаются воспитатели, педагоги-психологи, музыкальные руководители, руководители физического воспитания, медицинские работники.

Встречи проходят по запросу родителей. Работа ведётся со всей группой, но могут организовываться и индивидуальные собеседования (по необходимости). Работа осуществляется как с родителями, дети которых посещают дошкольное учреждение, так и с родителями, которые воспитывают своих детей в условиях семьи.

Педагогический патронаж — это система педагогического обслуживания детей от рождения до трёх лет, их семей на дому по запросу родителей. Целью педагогического патронажа является повышение уровня педагогической культуры родителей, повышение их ответственности и заинтересованности в воспитании ребёнка.

В условиях «Материнской школы» интегрируются консультирование, совместное пребывание в материнской школе родителей и детей, патронаж на дому. Это позволяет родителям использовать время нахождения в «Материнской школе» для обдумывания взаимоотношений со своими детьми. Условия такой школы обеспечивают поддержку родителей. В семейных комнатах, групповом помещении они общаются друг с другом. Это помогает им определиться в своей позиции воспитания, узнавать опыт других, менять стиль взаимодействия с ребёнком. Родители имеют возможность знакомиться с интересующей литературой по вопросам воспитания, игрушками, могут их брать домой на определённое время, получать помощь педагога, смотреть фильмы.

Предметно-развивающая среда «Материнской школы» - это предметно-развивающие центры, игровое оборудование, которое подбирается с учётом интересов, возможностей детей, другие помещения дошкольного учреждения: спортивный, музыкальный залы, бассейн и др. Материалы и некоторые элементы интерьера динамичны, при необходимости делается реорганизация пространства и замена или дополнение его другими играми, оборудованием. Главная задача при создании предметно-развивающей среды - сделать её максимально рабочей, направленной на развитие ребёнка.

 
Выберите язык
Russian Belarusian Chinese (Traditional) English German