Модель успешного занятия по развитию элементарных математических представлений

О важности математического развития говорили многие учёные, великие люди: «Математика – это гимнастика ума» (А.В.Суворов) Кто с детских лет занимается математикой, тот развивает внимание, тренирует свой мозг, свою волю, воспитывает настойчивость и упорство в достижении цели» (А.Маркушевич, советский педагог-математик)

Несомненно, развитию элементарных математических представлений должно отводиться важное место. Как выглядит модель успешного занятия по ФЭМП? Давайте вспомним содержание всех компонентов успешного занятия:

Компетентность - это наличие знаний и опыта, необходимых для эффективной деятельности в заданной предметной области.

Следующий компонент - готовность к занятию. К занятиям необходимо тщательно готовиться:

- продумать программное содержание и соотнести с уровнем развития детей, с учебной программой дошкольного образования

- подобрать РАЗНООБРАЗНЫЙ материал, его РАЗМЕЩЕНИЕ

- продумать формы организации детей (индивидуальная работа, фронтальная, в парах, в подгруппах и т. д.)

- продумать формулировку вопросов и инструкций (они должны быть краткими, конкретными, понятными детям)

Какие методы и приёмы?

Наглядные. ВЕСЬ материал (и раздаточный, и демонстрационный) должен быть ярким, красивым, качественным, привлекательным. Всё занятие строится на наглядности!

Практические. МНОГО раздаточного материала для самостоятельной деятельности, + 1 ребёнок у доски; разнообразные формы организации детей на занятии (индивидуально, в парах, подгруппой и т.д.)

А.Нивен говорил: «Математику нельзя изучать, наблюдая, как это делает сосед». Ребёнок постоянно должен ДЕЙСТВОВАТЬ!

Игровые методы. Овладение математическими представлениями будет эффективным и результативным только тогда, когда дети не видят, что их чему-то учат. Им кажется, что они только играют. Не заметно для себя в процессе игровых действий с игровым материалом считают, складывают, вычитают, решают логические задачи.

Словесные методы

Словесный метод в элементарной математике занимает не очень большое место и в основном заключается в вопросах к детям.

Характер постановки вопроса зависит от возраста и от содержания конкретной задачи.

- в младшем возрасте – прямые, конкретные вопросы: Сколько? Как?

- в старшем – в основном поисковые: Как можно сделать? Почему ты так думаешь? Почему? Для чего? Зачем?

Так же используются:

- разъяснения (как выполнить данную задачу),

- указания воспитателя (в основном с детьми),

- план действий старшего дошкольного возраста.

Образец речи воспитателя – основной приём.

Сопряжённая речь – воспитатель говорит вместе с ребёнком.

Отражённая речь – ребёнок повторяет речь воспитателя.

Многократное упражнение детей.

Речь и воспитателя, и ребёнка должна быть точной, краткой, чёткой, ясной (меньше “воды”). В этом случае занятие проходит быстро и интересно.

Взаимодействие с родителями

Не менее важным условием формирования элементарных математических представлений у детей является активное участие в образовательном процессе родителей.

Какие формы взаимодействия с родителями можно использовать? Консультации, оформление папок-передвижек, проведение математических развлечений, ярмарок, мастер-классов, приглашение на занятия по ФЭМП, изготовление вместе с детьми мини-книжек, сочинение сказок на математические сюжеты: "Цифры", "Круг и квадрат" и другие.

Джон Дьюи говорил: «Если мы будем учить наших детей, как учили вчера, мы украдём у них «завтра». Поэтому нужно идти в ногу со временем, постоянно самосовершенствоваться и самообразовываться, осваивать новые методики и технологии, постоянно повышать свою квалификацию по данному направлению.

 

Педагог-психолог Папко Н.В.

 
Выберите язык
Russian Belarusian Chinese (Traditional) English German