Ознакомление дошкольников с архитектурой города Любани

 

 

Путешествие по архитектурным строениям  г.Любани

Уважаемые родители! Предлагаем Вам отправиться в увлекательное

путешествие в выходной день с помощью разработанных для вас маршрутов по интересным архитектурным строениям нашего города. Данные маршруты можно увидеть на Яндекс-карте по QR коду или копированием ссылки сайта.

Рекомендации для родителей

«Знакомим дошкольников с архитектурой города»

 

 

Жаврид Е.А.

заместитель заведующего по ОД

Архитектура - это система зданий и сооружений, организующая пространственную среду для жизни и деятельности человека.

Знакомство с архитектурой делает ребёнка отзывчивым к красоте, развивает чувство прекрасного, воспитывает бережное отношение к культурному наследию своей страны, города, уважение к результатам человеческой деятельности.

При ознакомлении детей с архитектурой, надо, прежде всего, ориентироваться на окружающие их объекты, чтобы дети видели эти архитектурные сооружения каждый день, которые расположены вблизи от их детского сада, дома.

Далее познакомить детей со своим городом. Рассказать детям, как образовался город, почему так назван. Рассказать детям, какие здания можно встретить в нашем городе. Рассмотреть фотографии. Познакомить детей с современными зданиями нашего города. Показать, какие строят сейчас магазины, кафе, фонтаны, развлекательные центры и другое. Нужно  рассказать детям, как строятся дома.  Показать детям, как выглядел город несколько лет назад.

  • Познакомить с понятиями «одноэтажный», «многоэтажный». Рассмотреть, из чего состоит дом, замечать различия в сходных по форме и строению зданиях: форма и величина входных дверей, крыша, окон и других частей. Закрепить представления о том, что здания по своему назначению бывают разные: жилые дома, магазины, кинотеатры, музеи и др. Что все здания служат для удовлетворения определённой потребности (функции) человека.
  • Рассказать детям, как строят дома и какой материал используется.
  • Познакомить с понятием «сказочная архитектура». Показать детям все многообразие сказочных домиков. Формировать умение детей выделять элементы сказочности, передавать образ избушки Бабы Яги и других персонажей. Показать необычность формы избушки, окон, украшения.

При знакомстве дошкольников с архитектурой выделяют следующие задачи:

  • Учить видеть облик своей улицы, района, города, поселка.
  • Видеть особенности зданий, их назначение, форму зданий, окон, дверей, балконов, их расположение и украшения, цветовые решения.
  • Учить сравнивать старые и современные здания, видеть их различия.
  • Выделять в украшении зданий витражи, мозаику, фрески, барельефы, скульптуру и пр.
  • Выделить средства выразительности архитектуры (пластику объёмов, масштабность, пропорциональность и пр.).
  • Выделить узорность оград домов, мостов.
  • Знакомить с садово–парковой архитектурой.
  • Выделять элементы сказочной архитектуры (избушки, терема, дворцы).
  • Отражать в рисунке, аппликации здания современные, старинные, сказочные.

Широкие возможности в воспитании и развитии личности имеет искусство архитектуры. Приобщение к архитектуре способствует формированию познавательных интересов, дает возможность знакомить детей с широким кругом предметов и явлений. Общение с архитектурой делает ребенка отзывчивым красоте, развивает чувство прекрасного, воспитывает бережное отношение к культурному наследию своей страны, уважение к результатам человеческой деятельности, художественному созиданию. Образы архитектуры вызывают у детей потребность выразить свои впечатления в различных видах художественной деятельности, являются толчком к самостоятельной творческой деятельности.

Ребёнок творец! Что может быть выше, чем радость собственного достижения!

Виды архитектуры

По целевому назначению:

  • жилищная (жилые дома, коттеджи, гостиницы, общежития)
  • промышленная (заводы, фабрики, фермы)
  • декоративная (лестницы, фонтаны, беседки, арки, мосты)
  • общественно-гражданская (соборы, театры, бассейны, рестораны, школы, магазины, бани, вокзалы).

По характеру:

  • объемная (замкнутая конструкция)
  • ландшафтная (мосты, арки, фонтаны, беседки)
  • градостроительство (комплекс архитектурных сооружений)

По духовно-эстетической ценности:

  • имеющие культурно-историческую ценность во все времена
  • в определенные периоды
  • не имеющие духовно-эстетической ценности (склады).

Выразительные средства архитектуры

Композиция – гармоничность элементов, обеспечивающих единство и целостность формы

Форма, масштабность (=соразмерность сооружения человеку)

Тектоника – структурная основа, костяк сооружения. Бывает двух типов:

-балочная (русская изба) -арочная (храмы)

Ритм – чередование элементов в определенной последовательности

Пропорция – соразмерность частей между собой

Симметрия – расположение частей относительно друг друга

Контраст – противоположность в каком-либо отношении

Виды архитектурных форм

Крыши – завершение сооружения (функция защиты от погодных явлений, придает выразительность)

Купол – свод в виде полусферы

Ордер – колонна (=стержень, опора). Колонна состоит из стволовой части , капители (верхняя часть), базы (плита под колонной)

Портал (центральный вход), арка (криволинейная конструкция для перекрытия проемов)

Эркер (выступающая полукруглая часть здания), балкон (выступает), лоджия (ниша), окно (проем в стене для света), дверь (закрывает вход в помещение), лестница (ступенчатый марш).

Башня (высокое сооружения для наблюдения и защиты) – маяк, минареты, колокольные, вышки, водонапорные, обсерватории.

Мосты (сооружение, являющееся дорогой через препятствие) – висячие (канатные), крепостные (подъемные) и др.

Фонтаны (видоизмененный колодец, выполняет декоративную функцию) – памятник, дворцовые, для питья, каскадные.

Архитектурный словарь

Архитектор- это мастер, владеющий искусством возводить перекрытия, дома и храмы. Он составляет архитектурные проекты построек и наблюдает за их исполнением. Впервые на Руси этот термин ввел Петр I, прежде ему соответствовало исконное слово Зодчий.

Архитектура- искусство проектирования и строительства сооружений

Арка - криволинейное перекрытие проема в стене (окна, двери или ворот) между двумя опорами- колоннами, столбами.

Балкон - открытая, выступающая из плоскости фасада площадка.

Беседка - небольшое крытое сооружение с крупными незастекленными проемами в парке или на берегу водоема.

Витраж - декоративная или сюжетная композиция, выполненная из кусков стекла.

Готика - художественный стиль. Готические соборы имеют в основе каркас из столбов (пучок колонн) и опирающихся на них стрельчатых арок и сводов. Эти соборы  украшались ажурной каменной резьбой и скульптурой.

Дымник - декоративное завершение дымовой трубы над кровлей.

Изба - крестьянский жилой дом в сельской местности. Древнейшие избы были курные: с печью без дымохода, их называли - рудная, черная, т.к. дым выходил  либо через открытую дверь или окно, либо через дымницу в крыше. Избы строились из бревен, пластин или брусьев. Под одной крышей строились изба (отапливаемый сруб), клеть (холодная, летняя часть дома) и сени, их соединявшие.

Колонна - архитектурно обработанная вертикальная опора, круглая в сечений, играющая роль опорного столба.

Конек - горизонтальное ребро, образуемое пересечением двух скатов кровли.

Мозаика- изображение, составленное из множества элементов, близких друг другу по размерам.

Наличники - обрамление дверного или оконного проема рамкой.

Особняк - комфортабельный дом городского типа с индивидуальным обликом, предназначенный для проживания в нем одной семьи.

Подзор- полоса со сквозным орнаментом, свисающая с длинного выступа (например, карниза).

Полотенце - вертикальная деревянная полоса с узорным краем, несколько выдвинутая над фоном фасадной стены.

Ставни - деталь окна.

Фасад - наружная сторона здания или сооружения