Секреты творческого портфолио

Иокша Галина Александровна, воспитатель высшей квалификационной категории

Диплом 3 степени в районном конкурсе

 

 

Программное содержание:

1. Уточнить и расширить знания детей о насекомых, их внешнем виде, образе жизни, приспособленности к условиям жизни, о пользе в экологической цепочке

2. Формировать представления об этапах развития бабочки

3. Продолжать учить отгадывать загадки, обосновывать свой ответ

4. Развивать словесно-логическое мышление детей, умение устанавливать причинно-следственные связи, рассуждать, делать выводы

5. Воспитывать у детей гуманное отношение к насекомым, правильное поведение в природной среде; закладывать основы экологической культуры

Материалы и оборудование: аудиозапись песни И. Николаева «Маленькая страна», аудиозапись звуков природы «Пчелы», «Комар», «Кузнечик», игрушка кукольного театра Гномик, мягкая игрушка гусеница, «волшебная палочка», стрелки–указатели «Луг», «Лес», макет муравейника, картинка изображения кузнечика, плоскостные цветы для полянки, презентация 1 «Загадки о насекомых», презентация 2 «Что сначала, что потом?» (этапы развития бабочки), запись звуков насекомых (пчелы, комар, кузнечик), картинки для рефлексии с изображением улыбающегося и грустного человечка, игрушечная бабочку на палочке.

Предварительная работа: чтение литературных произведений (Г.Х. Андерсен «Дюймовочка», А.Бианки «Как муравьишка домой спешил», Г.Глушнёв «Паучок – пилот», Г.Скребицкий «Счастливый жучок», В.Зотов из книги «Лесная мозаика» («Божья коровка», «Кузнечик», «Майский жук»), К.Ушинский «Пчёлки на разведках», К.Чуковский «Муха-Цокотуха»); разучивание стихов «Сороконожка», «Песенка жука», «Про бабочку»; разучивание пальчиковой гимнастики «Жук, стрекоза, осы», «Божьи коровки»; отгадывание загадок, словотворчество (сочинение детьми); прослушивание аудиозаписи Н. Римского-Корсакова «Полёт шмеля», А. Чайковского «Вальс цветов»; просмотр мультфильмов «Лунтик», «Пчёлка Майя», «Винни-Пух», «Под грибом»; выставка рисунков «Букашечки-таракашечки»; знакомство с моделями существенных признаков насекомых; наблюдение за насекомыми на прогулке.

Ход занятия

1. Организационный момент

· Сюрпризный момент

(Звучит аудиозапись песни И. Николаева «Маленькая страна»)

Воспитатель: Ребята, вы хотите попасть в прекрасную Маленькую страну? К нам сегодня пришел Гномик, он предлагает посетить эту страну.

2. Основная часть

- А как она называется, вы узнаете, отгадав загадки Гномика про ее жителей.

· Презентация 1 «Загадки о насекомых»

(При правильном ответе на экране появляется изображение насекомых)

Слайды 2-3

На большой цветной ковёр

Села эскадрилья,

То раскроет, то закроет

Расписные крылья. (Бабочка)

Воспитатель: В этой загадке, какие слова подсказали, что это бабочка?

Слайды 4-5

Домовитая хозяйка

Пролетает над лужайкой,

Похлопочет над цветком

И поделится медком. (Пчела)

Слайды 6-7

С ветки на тропинку,

С травки на былинку

Прыгает пружинка –

Зелёная спинка. (Кузнечик)

Воспитатель: Почему ты решил, что это кузнечик?

Слайды 8-9

На поляне, возле ёлок,

Дом построен из иголок,

За травой не виден он,

А жильцов в нём миллион. (Муравей)

Самого не видно,

А песню слышно. (Комар)

Воспитатель: Как одним словом назвать жителей маленькой страны?

Дети: Насекомые.

Воспитатель: Гномик предлагает посетить маленькую страну Насекомию. Для этого вы тоже должны стать маленькими.

· Игра «Назови ласково» (дети по кругу передают «волшебную палочку» Гномика и называют свое имя ласково)

Дети: Даша – Дашенька, Ярослав – Ярославчик, Саша – Сашенька, Даниил – Данник и т.д.

Воспитатель: Вы сразу стали маленькими, смешными, беззащитными, совсем, как насекомые. Мы стоим на перекрестке нескольких дорог (На полу размещены стрелки указатели). Вот справа виднеется указатель с рисунком елочки. Как вы думаете, куда приведет нас эта дорога?

Дети: Эта дорога приведёт в лес.

Воспитатель: Пойдем по этой дороге - перед нами гора, вокруг которой туда-сюда бегает множество маленьких «лошадок»: кто тащит палочку, кто – гусеницу, кто - веточку. Кто же это? Что за гора перед нами?

Дети: Это муравьи и муравейник.

Воспитатель: Присаживайтесь на пенечки (стульчики) и понаблюдаем за муравьями.

· Рассматривание муравейника и птицы, которая сидит около муравейника

Воспитатель: Посмотрите, что за птица около муравейника, а на ней сидит муравей! Может она его хочет съесть? Надо прогнать муравья? Как вы думаете, птицы дружат с муравьями? Почему птица сама не прогонит муравья?

Дети: Этот муравей чистит птичку.

Воспитатель: Чистит птицу от вредных насекомых, мусора и опрыскивает ее тело пахучей муравьиной кислотой. Некоторые птицы специально прилетают за помощью к муравьям. Какую еще пользу в природе приносят муравьи?

Дети: Едят личинки насекомых.

Воспитатель: Муравьи собирают личинки насекомых, которые поедают кору деревьев, тем самым спасают деревья. Они еще разносят семена растений по всему лесу, поэтому, чем больше муравьев, тем больше растений. Как люди называют муравьев?

Дети: Работящие, трудолюбивые.

Воспитатель: Давайте дальше пойдем по указателю – стрелке. Куда он нас ведет?

Дети: На луг.

(Дети идут по дорожке указателей)

· Игра «Чья мелодия?» (Педагог предлагает детям закрыть глаза и послушать мелодии луга)

Звучит аудиозапись «Звуки луга» (пчела, комар, кузнечик)

Воспитатель: Чья песня звучит на лугу? Кто этот музыкант?

Дети: Это кузнечик (выставляю на мольберт картинку изображения кузнечика)

Воспитатель: А на чем он играет? Оказывается, кузнечики трут крыльями по ножкам и издается такое стрекотание. Почему кузнечиков не видно в траве?

Дети: Они зеленого цвета, как трава.

Воспитатель: Кто еще с насекомых живет на лугу?

Дети: Божьи коровки, пчелы, бабочки

Воспитатель: Посмотрите сколько на поляне много цветов? Но не видно бабочек. Гномик своей волшебной палочкой вас превращает в легких, пестрых бабочек

· Игра – перевоплощение «Бабочки и мотыльки»

(Играет спокойная музыка)

Воспитатель: Ребята, закройте глаза и представьте, что мы с вами бабочки и мотыльки. Мы очень красивые и нарядные, различных цветов и оттенков. Мы, бабочки, очень любим цветы, и даже сами похожи на них. И сейчас полетим в цветочную полянку. Давайте расправим наши изящные крылышки и поднимемся в небо.

А теперь полетели плавно, легко машем крылышками.

Вот и прилетели на полянку. Сколько вокруг разных цветов. Давайте подлетим к ним и попробуем их ароматную пыльцу. Ах, какая сладкая и вкусная пыльца! Бабочкам она очень понравилась. А теперь бабочки стали в хоровод и танцуют на цветах. Они легко наступают на цветы, чтобы не сделать им больно.

Солнышко начало припекать. Давайте потянем наши крылышки к нему. Ведь мы очень любим солнышко и радуемся его свету и теплу.

А теперь бабочки и мотыльки опять разлетелись в разные стороны и порхают с цветка на цветок. Как хорошо, как красиво кругом!

И так бабочки целый день. Но вот наступает вечер, и бабочки с мотыльками садятся на какой-нибудь цветок и засыпают. А на следующий день вновь резвятся на цветочной поляне.

· Презентация 2 «Что сначала, что потом»

Появляется гусеница, ворчит, очень недовольна:

Всё про муравьев, кузнечиков и бабочек, а про меня забыли.

Воспитатель: Нет, гусеница, не забыли. Ребята, давайте поможем гусенице превратиться в бабочку.

Что сначала откладывает бабочка? (слайд 1)

Дети: Бабочка откладывает яйца.

Воспитатель: Кто появляется из яйца? (слайд 2)

Дети: Из яйца появляется гусеница. (слайд 3)

Воспитатель: Что делает гусеница? (слайд 3)

Дети: Она питается листьями и растет.

Воспитатель: В кого она превращается? (слайд 4)

Дети: Гусеница превращается в куколку.

Воспитатель: Кто выходит из куколки? (слайд 5)

Дети: Из куколки появляется бабочка, у нее мокрые крылья. Бабочка сушит крылья на солнышке, как только крылья подсохнут, бабочка начинает летать.

· Гимнастика для глаз «Бабочка»

Педагог держит в руках игрушечную бабочку на палочке.

Воспитатель: А вот и бабочка прилетела. Следите глазами за бабочкой. Бабочка летает повсюду: налево летит, направо летит. Бабочка порхает по кругу, вверх, вниз и назад спешит.

· Физкультминутка – координация речи с движением «Гусеница»

Воспитатель: Предлагаю вам рассказать, как гусеница превращается в бабочку стихотворением с движениями.

Этот странный дом без окон (медленно поворачиваются вокруг себя)

У людей зовётся «кокон».

Свив на ветке этот дом, (вращают руками)

Дремлет гусеница в нём. (ладошки под правой щекой)

Спит без просыпа всю зиму, (ладошки под левой щекой)

Но зима проходит мимо - (взмахи руками вверх)

Март, апрель, капель, весна (хлопки руками на каждое слово)

Просыпайся, соня – сонюшка! (потягиваются)

Под весенним ярким солнышком (рисуют руками солнышко)

Гусенице не до сна (грозят пальцем)

Стала бабочкой она! (бегут по кругу, машут руками, как крыльями)

· Дидактическая игра «Хорошо - плохо»

Воспитатель: Мы отдохнули на полянке, расскажите, хорошо или плохо быть насекомыми?

Ребята, а что произойдет с лугом, лесом, с нашей природой, если исчезнут насекомые?

Дети: Если исчезнут насекомые, исчезнут и растения, погибнут животные и птицы: одни не могут существовать без других.

Воспитатель: Правильно, ребята. Насекомые часть природы, а природу надо беречь и охранять. Пусть ползают по земле муравьи и жуки, пусть прыгают по траве кузнечики, пусть летают бабочки и стрекозы и пусть мир, в котором мы живем, всегда остается голубым и зеленым!

Воспитатель: Вот и подошло наше путешествие в страну Насекомию к концу. А нам пора возвращаться в детский сад. Сначала нам нужно превратиться в детей. Поможет нам Гномик. Закройте глаза и повторяйте:

(Гномик «берет» волшебную палочку, воспитатель с детьми повторяют слова): Ты, волшебная палочка, помоги и в детей нас преврати!

Воспитатель: Вам понравилось быть насекомыми?

Дети: Быть насекомыми нам очень понравилось.

Воспитатель: А если бы у вас была возможность еще раз превратиться в насекомых, в кого вы бы хотели превратиться?

Дети: Я бы превратился в пчелу, в кузнечика, в божью коровку и т.д.

Воспитатель: Почему?

Дети: Они приносят природе пользу.

Воспитатель: Все насекомые такие маленькие, поэтому никогда их не обижайте, а охраняйте и берегите!

3. Заключительная часть

· Рефлексия (дети показывают картинки настроений с изображением улыбающегося и грустного человечка)

Воспитатель: Понравилось ли вам в стране Насекомия? Как вы оцениваете свою работу на занятии? Всем ли было легко? Что было самое интересное в маленькой стране Насекомия? Что вы хотели еще узнать о насекомых? Давайте скажем хорошие слова Гномику и своим друзьям за активное участие на занятии. Вы все сегодня молодцы!

 

 

 


 
Выберите язык
Russian Belarusian Chinese (Traditional) English German