Проект по ознакомлению детей с ценностью и пользой молока

Аннотация

Данный проект - это работа по ознакомлению детей с ценностью и пользой молока и молочных продуктов, пониманию значимости молока в питании растущего детского организма. Проект предполагает проведение простейших опытов и экспериментов детьми старшего возраста, а также проведение экскурсий, наблюдений

Проект осуществлялся через поисково-исследовательскую, интегративную деятельность в процессе разных форм работы, направленных на расширение потенциала творческих и познавательных способностей детей.

Фото по проекту смотрите в фотогалерее

 

Введение

Как вкусно и сладко, и очень легко,

Вечером, утром, пить молоко!

Из кружки и банки, а может, пакета,

Впитывать вкус счастливого лета.

Солнца и речки, травы и цветка,

Все это входит в состав молока.

Еще там закаты, есть и рассветы,

Яблоки, груши, ромашек букеты.

Речки, ручьи, озерца и канавки,

Жуки и лягушки, сидящие в травке.

Есть там улыбка и радость ребенка,

Мурчанье, и громкое «Мяу» котенка.

Счастье, любовь и мамы тепло,

Какое же разное, ты, молоко.

Молоко - самый ценный продукт во Вселенной, поскольку оно способствует как физическому, так и духовному развитию человека. Молочные продукты не только благоприятно действуют на наш организм, но и влияют на ум, психику, характер (тонкую природу) человека. В то же время, «противники» цельного молока объявляют врагом номер один человечества, утверждая, что у всех млекопитающих молоко пьют лишь детеныши, и только человек, взрослея, продолжает употреблять его, при этом вреда оно якобы несёт больше, чем пользы! Казалось бы, в самом деле, чего же тут спорить?

Молоко - один из основных продуктов питания, много веков на столе у человека, еще академик Иван Павлов называл молоко «пищей, приготовленной самой природой». А гораздо раньше античные философы определяли его как белую кровь, сок жизни. Питательно, полезно. Не говоря уже о том, что вкусно. Пить или не пить молоко каждый решает сам. Прежде всего, стоит прислушаться к собственному организму.

Актуальность. Обязательным и незаменимым продуктом детского питания является молоко. Оно по своему химическому составу и биологическим свойствам занимает исключительное место среди продуктов животного происхождения, используемых в питании детей всех возрастных групп. Не все дети с удовольствием пьют молоко и едят блюда, приготовленные на основе молока. Поэтому я должна раскрыть ценные качества молока, его значимость для развития детского организма.

Цель проекта: Обогатить знания о молоке как о ценном и полезном продукте для роста детского организма

Задачи проекта:

Образовательные:

  Расширять кругозор детей о молоке и молочных продуктах, о том, как молоко попадает к нам на стол.

  Познакомить детей с животными, чье молоко человек употребляет в пищу, с профессиями людей, которые о них заботятся.

Развивающие:

  Формировать у детей исследовательские навыки (поиск информации в различных источниках, длительное наблюдение, участие в опытно-экспериментальной деятельности).

  Развивать познавательный интерес к исследовательской деятельности.

Воспитательные:

  Воспитывать у детей умение работать в коллективе, желание делиться информацией, участвовать в совместной опытно-экспериментальной деятельности.

Гипотеза:

В результате работы над проектом дети расширят свои знания о молоке и молочных продуктах, узнают, что молоко – это ценный продукт для детского питания. Дети приобретут умения и навыки исследовательской деятельности: искать и собирать информацию, анализировать, систематизировать и делать выводы, появятся навыки взаимовыручки, поддержки и тесного общения со взрослыми и сверстниками. Повысится  интерес к познанию окружающего мира.

1.Молоко и молочные продукты

1.1 Что такое молоко?

Молоко — питательная жидкость. Естественное предназначение молока — вскармливание детёнышей (в том числе у человека, которые ещё не способны переваривать другую пищу).

«Молоко» - это слово имеет индоевропейскую природу.

В литовском находим malkas «молоко»;

в немецком Milch «молоко»;

в английском milk «молоко»;

в латышском mlks «питье»;

Интересно, что первичное значение этого слова – «жидкость».

1.2.  Откуда взялось молоко?

Согласно археологическим данным, в период неолита люди еще не могли пить молоко животных – в их организме отсутствовал ген, необходимый для усвоения лактозы. Эта способность пришла к нашим предкам позже, ввиду генетической мутации.

По всей видимости, молоко животного человек впервые стал употреблять в пищу в 8-9 тысячелетии до нашей эры, когда народы, населявшие Средний Восток, сумели одомашнить овец и коз.

В 7 тысячелетии на территории современной Турции люди начали пасти коров, таким образом, получив в свой рацион один из наиболее популярных современных продуктов.

Но оказывается, что самое раннее упоминание о молоке находится в Библии. В ней есть много ссылок на молоко. Авель, сын Адама, пас овец и, вероятно, пил молоко. В Библии в предсказании Иакова, которое относится к 1700 году до н. э., написано, что зубы Иуды станут белыми от молока. Земля Ханаанская была «землей молока и меда». В 1500 году до н. э. Иов часто ссылался на сыр.

В настоящее время молоко входит в состав многих продуктов, используемых человеком, а его производство стало крупной отраслью промышленности.

1.3 Полезно ли молоко для человека?

Испокон века люди высоко ценили целебные свойства молока. Они называли его «соком жизни», «эликсиром жизни».

Знаменитый врач Гиппократ называл молоко лекарством, Авиценна утверждал, что молоко – это лучшая пища для людей, академик Павлов называл молоко пищей, приготовленной самой природой.

Самые красивые женщины мира использовали молоко, чтобы сохранить свою красоту и молодость на долгие годы: царица Египта Клеопатра ежедневно принимала молочные ванны, а жена Нерона Поппея всегда брала с собой в путешествие 500 ослиц, чтобы иметь возможность принимать молочные ванны, улучшающие кожу.

Исследования нашего времени также доказывают, что молоко очень полезно:

1. Молоко содержит большое количество полезных веществ, необходимых нашему организму: 20 витаминов, 20 аминокислот, 25 жирных кислот, около 30 минеральных солей и ферменты, нужные для обмена веществ. Все эти вещества легко усваиваются и облегчают усвоение растительных белков и жиров.

2. Молочные продукты – главный поставщик кальция. Также в молоке содержится фосфор, причем в той форме, которая легко усваивается организмом. А фосфор и кальций, как известно, отвечают за крепость наших зубов и костей.

3. Молоко нейтрализует воздействие на организм радиации и токсических веществ, выводит соли тяжелых металлов и радионуклеиды. Не зря работники занятые экологически вредным производством получают молоко «за вредность». А в деревнях пьют молоко при отравлениях.

4. Молоко оказывает положительное воздействие на работу пищеварительных желез. На его переваривание и усвоение нужно в 3-4 раза меньше энергии, чем на другие продукты питания, к примеру, хлеб. Это свойство молока и молочных продуктов часто используется в различных диетах.

Какие бывают молочные продукты питания? Я провела исследование и установила: все молочные продукты условно подразделяются на следующие группы:

  • цельномолочные продукты,
  • масло,
  • сыры,
  • молочные консервы,
  • сухие молочные продукты,
  • мороженое,
  • молочно-белковые концентраты и молочные белки,
  • молочный сахар.

Мне хотелось бы поговорить о группе молочных продуктов, которые входят в рацион детского питания. (Питьевое молоко, сливки, сметана, Йогурт, кефир, простокваша, творог, масло сливочное, сыры).

Немного из истории молока:

Оно полезно и любимо.

Настроенье повышает

И здоровье укрепляет

Дарит бороду, усы,

Исполняет все мечты!

Вот как выпьешь молоко,

Жить станет весело, легко

- Также витамины, витамины А и В, и, С, и Д в жизни нам необходимы и хранятся в молоке.

Выходят витамины (инсценировка)

Витамин А: Чтобы были вы красивы, чтобы были не плаксивы.

Витамин В: Чтоб в руках любое дело дружно спорилось, кипело

Витамин С: Чтобы громче пелись песни, жить чтоб было интересней

Витамин Д: Пейте, пейте молоко, будет на душе легко!

Составляющие молока:

В  молоке есть все, что нужно малышу: в нем есть  вода,  жир,  сахар,  белок, соли и витамины. Молоко богато кальцием, который усваивается из него почти на 100 %, чем не могут похвастаться другие продукты. Молочный белок усваивается из молока очень легко, не в пример мясу! Коровье молоко содержит более 20 витаминов и много микроэлементов. А без них человек просто не может жить. Из питательных веществ, которые есть в молоке, строятся кожа, мускулы, кости, зубы.

1.    Белок – необходим для укрепления мышц, восстановления их для тяжелой работы.

2.  Жир (молочный)  - обеспечивает организм энергией.

3. Сахар – углерод (лактоза) – еще один источник энергии.

4. Лактоза необходима для работы сердца, печени, почек, питания головного мозга, деятельности нервной системы. Лактоза играет важную роль в формировании кишечной микрофлоры.

5. Минеральные соли – требуются для укрепления и формирования костей, хрящей, волос, ногтей и производства новой крови.

6. В молоке содержатся: фосфор, кальций, железо, медь, марганец, магний, хлор, йод и другие элементы.

7. Витамины (около 30): В2, А, С, Д.

8. Вода.

Загадки, что делают из молока. (реклама, приложение 2).

2.«Своими глазами»

2.1 Экскурсия в коровник

В рамках реализации проекта, мы с бабушкой решили посмотреть своими глазами, как получается молоко, узнать действительно ли это натуральный, полезный и вкусный продукт. Для этого мы поехали в коровник и посмотрели, как происходит дойка коров, убедились, что молоко – это натуральный продукт.

Доярки рассказали нам, что качество молока зависит от многих показателей: кормов, способов переработки, методов ухода за животными и даже от здоровья самой коровы. Так же они сказали, что молоко очень полезное и вкусное. В своей группе я рассказала про свою экскурсию и мы провели конкурс-рисунков «Какие бывают коровы». (Приложение 3)

2.2 Экскурсия в супермаркет

Посетив большое количество магазинов, я убедился, что в каждом из них на прилавках есть молочные продукты различных видов. Огромное разнообразие молока и молочных продуктов меня удивило (Приложение 4).

Мы купили различные виды молочной продукции, а дома с родителями прочитали, что входит в их состав и убедились, что они очень полезны, а попробовав – что ещё и вкусные!

2.3 Используемые методы исследования:

Метод «Трёх вопросов».

Цель которого – выявить степень информированности детей перед началом проекта и сравнить знания по окончании проекта. Совместно с детьми мы обсудили, что они знают о молоке, зафиксировали ответы в таблице (Приложение 5). Далее поинтересовались, что бы они хотели узнать?  Затем предложили детям подумать, как можно найти ответы на вопросы?

Что мы знаем о молоке?

Что мы можем и хотим узнать?

Как мы это узнаем?

*Корова дает молоко

*Молоко белое

*Мама молоко в магазине покупает и домой приносит

*Молоко полезное

*Где живут коровы?

*Кто за ними ухаживает?

*Чем кормят коров зимой, когда везде снег и нет травы.

*Как получают молоко?

*Что делают с молоком на молокозаводе?

*Какие еще молочные продукты продают в магазинах?

*Что в молоке полезного?

*Для приготовления каких блюд нужно молоко?

*Прочитать в книгах и интернете о коровах и молоке

*Рассмотреть картины и иллюстрации о коровах и молоке

*Побеседовать с людьми, у которых есть (или были) коровы, послушать их рассказ.

*Найти людей, которые работают на молокозаводе, и расспросить их.

*Сходить на экскурсию в магазин, расспросить продавца, какие продают молочные продукты.

*Побеседовать с медсестрой о том, чем молоко полезно

*Спросить бабушку и маму для приготовления каких блюд нужно молоко

 

3. Полученные результаты и их анализ

После всех экскурсий, наблюдений, бесед  мне захотелось самой приготовить из молока молочные продукты и убедиться, что они на самом деле вкусные. Воспитатель согласилась мне в этом помочь.

Опыт № 1.

Превращение молока в простоквашу

Наливаем молоко в 2 стакана

Один стакан ставим в холодильник, а второй стакан ставим в теплое место.

На следующий день мы увидели, что молоко, которое стояло в холодильнике осталось таким же, а то, которое находилось в тепле – прокисло и превратилось в простоквашу.

Опыт №2.

Изготовление творога

Мы вылили нашу простоквашу в кастрюлю и поставили её на огонь.

При нагревании из простокваши стали образовываться белые густые хлопья и отделилась жёлтая жидкость.

Процедив через марлю нагретую простоквашу, жидкость стекла, на марле у нас осталась белая густая масса – это был творог.

Попробовав творог, я убедился, что он вкусный! (Приложение 6)

Опыт №3

Приготовление творога

Мы заморозили пачку кефира на 1 сутки. После разморозили,  поставили процеживаться через марлю. Получается  отменный творог (Приложение 7).

Опыт №4.

Приготовление йогурта

Выливаем стакан простокваши в миску, кладём в неё ягоды малины, взбиваем всё миксером

 

Выводы

Таким образом, изучив литературу, побывав на экскурсиях, посетив супермаркет, опытным путем убедившись в полезности молока, я пришла к следующим выводам:

1. Молоко – жизненно необходимый продукт питания практически для всех живых организмов; это источник веществ, необходимых человеческому организму, поэтому следует отдавать предпочтение не сладким газированным напиткам, а молоку;

2. В молоке содержится свыше 200 ценнейших компонентов – это все виды витаминов и минеральные вещества;

3. Молоко является сырьём для получения кисломолочных продуктов, сыров, масла и т. д. ;

4. Качество молока зависит от многих показателей: кормов, способов переработки, методов ухода за животными;

5. Молоко и молочные продукты лучше хранить в холодильнике, так они дольше останутся свежими;

6. Многие кисломолочные продукты можно приготовить в домашних условиях, при этом они также очень вкусные и полезные.

Узнав столько интересного про молоко и молочные продукты, убедившись, что оно на самом деле не только вкусное, но и полезное я понял, что молоко - это ценный продукт питания для моего организма и у меня появилось желание употреблять его в пищу.

Таким образом, поставленная перед началом работы гипотеза полностью подтвердилась.

Я призываю всех детей: «Пейте, дети, молоко - будете здоровы! »

Вопросы:

-Что такое молоко?

-Как получают молоко?

-Какие молочные продукты продают в магазине?

-Что в молоке полезного?

-Для приготовления каких блюд необходимо молоко?

Однажды мы услышали вот какой разговор:

В. Лаврина

Что нужнее, что вкуснее?

В магазине, на витрине

Завязался разговор.

Что нужнее? Что вкуснее?

Разгорелся жаркий спор.

Сыр головастый

Перед всеми хвастал:

«Я запашистый,

Твёрдый, душистый,

С кругленькими дырами,

Нет вкуснее сыра!

Я не то, что молоко,

Ведь его разлить легко».

А сметана белая

Вдруг тоже стала смелая:

«Я, послушайте, ребята,

Разливаюсь по салатам,

По супам и овощам,

Запеканкам и борщам.

Без меня и торты —

Все второго сорта.

Я нужнее молока,

Я послаще творожка».

Тут вмешался творог:

«Вот из нас-то прок.

Уваженье к творогам:

Мы — начинка к пирогам.

Я нужнее молока

И сметаны... Ну, слегка».

Масло тоже не молчало,

Очень громко всем сказало:

«Чтобы сделать бутерброд,

К хлебу масло надо. Вот.

Без меня блины и кашу

Есть никто не будет даже.

Я жирнее молока,

Сыра, сливок, творожка».

Тут и мороженое

Воскликнуло восторженно:

«А меня-то, а меня-то

Очень любят все ребята:

И с клубникой, и с печеньем,

И с орехом, и с вареньем».

Помолчало молоко,

Повздыхало глубоко:

«Глупые продукты,

Как же вы забыли,

Что коровьим молоком

Все когда-то были?

Сделан сыр из молока,

И творог — из молока,

И сметана с маслом —

Это детям ясно!»

 
Выберите язык
Russian Belarusian Chinese (Traditional) English German