Выступление «Педагогический совет. Формы проведения»

Педагогический совет - постоянно действующий и руководящий орган в учреждении для рассмотрения основополагающих  вопросов дошкольного учреждения. Это высшая форма реализации принципа сочетания единоначалия и коллегиальности в управлении дошкольным учреждением.

Педагогический совет – это совет педагогов, которые действительно советуются, а не «заседают», такой совет должен приносить профессиональное удовлетворение, уверенность, желание осуществлять намеченное, а не наоборот.

Нормативная документация:

1.      Кодекс об образовании

2.      Постановление Министерства образования Республики Беларусь от 11 июля 2011 г. №65 «Положение о педагогическом совете учреждения дошкольного образования» (п.5,ст.25 Кодекс об образовании)

Проблема повышения качества подготовки и проведение педсовета волнует большинства заведующих. Тема актуальна как для новичков так и для опытных управленцев. Как провести, который отличается оригинальностью темы, методическим оснащением.

Как правило, педагогический совет работает в двух направлениях:

1) организационно-педагогический – утверждение плана работы учреждения дошкольного образования, рассмотрение итогов работы за конкретных период, анализ образовательного процесса;

2) научно-педагогический – научно-методическая проблема дошкольного учреждения и пути её реализации, внедрение в практику работы современных достижений науки и передового педагогического опыта, повышение квалификации педагогов и т.п.

Содержание этих направлений определено Положением п.4.

Требования к планированию педагогического совета.

Актуальность предполагает решение основных проблем учреждения на современном этапе. Результативность педагогического совета будет высокой, если рассматриваемая проблема актуальна для каждого участника, а ее решение требует всестороннего коллективного обсуждения и участия.

Научность. Обсуждение проблем на достаточном научно-теоретическом уровне (знакомство с литературой, участие в научно-практических конференциях, семинарах и т.п.). Практика работы педагогического совета требует разработки научно обоснованных рекомендаций, учет перспективности и преемственности в планировании тем.

Перспективность. Выбирая тему педагогического совета, следует не терять связь с прошлым, теми вопросами, которые обсуждались в коллективе раньше. Задание планирования – обеспечить этот процесс развивающим характером.

Концептуальность – выход тематики на конкретные философские, психологические, дидактические и социально-педагогические позиции. Тематика должна соответствовать концепции развития детского сада.

Системность – методологическая основа планирования педагогического совета.

1.Педагогический совет осуществляет свою деятельность в форме заседаний (п.5)

2.Заседания проводятся 1 раз в квартал. В случае необходимости внеплановые проводятся.(п.6)

3. Руководство деятельность педсовета осуществляет руководитель (п.10)

4. Председатель: организует деятельность педсовета, назначает время и место заседания, проводит заседания педсовета, утверждает регламент выступлений, организует работу членов педсовета по подготовке материалов к педсовету и ознакомлению с ними, осуществляет систематический контроль за выполнением принятых решений, анализирует их выполнение, результаты выносит на очередное заседание (п.11)

5. Избирается секретарь (заместитель заведующего по основной деятельности) (п.12).

6. Секретарь: обеспечивает подготовку заседаний педсовета и организационно-техническое сопровождение его деятельности, организует методическую работу по подготовке материалов к заседанию педсовета; информирует членов педсовета и приглашённых лиц о времени и месте заседаний педсовета, повестке дня не менее чем за 30 календарных дней до его проведения, обеспечивает ознакомление всех членов педсовета с материалами заседания педсовета, протоколом (п.13).

7. Все заседания протоколируются. Протокол - обязательная отчетная документация. Поэтому необходимо стремиться к тому, чтобы секретарь четко фиксировал выступления участников совещания, т. о. его записи должны отражать объективную картину того, как шло обсуждение, по каким вопросам развернулась дискуссия, каким образом педсовет пришел к тем или иным решениям. Если участники педагогического совета выступают с докладом, отчетом, сообщением, представленными в письменном виде, то в протоколе делается запись: "Текст доклада (отчета, сообщения) прилагается". При принятии решений требующих голосования, обязательно отмечается, сколько голосов "за", "против", "воздержались". Датой протокола является дата проведения заседания. Протокол оформляется секретарём. (п.19,20,21).

8. В какой бы форме ни проводился педсовет, решения принимаются обязательно. Они фиксируются в протоколах. Их число зависит от повестки дня, следовательно, если в ней пять пунктов, то решений должно быть не менее пяти. Но по одному из вопросов можно принять несколько решений. В единстве они помогут справиться с возникшей проблемой, формулировки решений должны быть конкретными, с указанием ответственных и срока исполнения. Другими словами, такими, чтобы их можно было проверить. Ведь каждый новый педсовет начинается с краткого подведения итогов выполнения решений предыдущего. (п.18).

9.Педсовет осуществляет свою деятельность в соответствии с планом, который является составной частью учебного плана учреждения дошкольного образования на учебный год. (п.16)

10.На заседания приглашаются представители государственных и общественных организация, педагогические работники школ, законные представители воспитанников. (п.8).

11. Контроль за оформлением, учётом и сохранностью протоколов возлагается на руководителя.

 

Виды педсоветов:

  • Установочный- проводится до начала  учебного года, в конце августа  и посвящается анализу итогов предыдущего года, принятие плана и ориентации на решение предстоящих проблем.
  • Тематический- посвящен одной из годовых задач педагогического коллектива.
  • Итоговый-проводится в конце учебного года, на нем подводятся итоги года.

Методы и формы педагогических советов.

Методы и формы – это тот организационный механизм, который обеспечивает высокую активность педагогов, родителей и детей.

В педагогическом совете, как и в образовательном процессе, выделяют:

•        словесные методы (лекция, беседа, дискуссия, работа с литературой);

•        наглядные (рисунки, схемы, диаграммы, демонстрация фото- и видеоматериалов, компьютерное моделирование, интерактивная доска);

•        практические (действия педагогов в различных ситуациях, наблюдение за практической деятельностью педагогов во время учебного процесса).

Типы и формы педагогических советов

1. По цели подготовки и проведению:

•        традиционные (авторитарные, догматические);

•        современные интенсифицированные (модернизированные, модифицированные);

•        нетрадиционные (альтернативные);

•        интерактивные – обеспечивают активное профессионально-педагогическое и профессионально-управленческое взаимодействие между членами педагогического коллектива.

2. По форме (традиционные):

•        доклад с обсуждением (выступления);

•        доклад с содокладами (с приглашением докладчика-специалиста);

•        семинар-практикум (интенсифицированная форма). Семинар проводится как групповое занятие для повышения квалификации педагогов.

В традиционную структуру педсовета могут включаться отдельны методы активизации педагогов: коллективный просмотр занятий  и других мероприятий; использование видеоматериалов; показ и анализ результатов образовательного процесса деятельности дошкольников. В практике ДОУ как при подготовке, так и при проведении педсоветов могут использоваться следующие методы и формы активизации педагогов: имитация конкретной ситуации. Этот метод помогает выбрать верный вариант из множества предложенных. Известны четыре вида конкретных ситуаций. Подбирая их с учетом по степенного усложнения, можно добиться наибольшей заинтересованности и активности воспитателей. В ситуациях-иллюстрациях описываются простые случаи из практики и сразу приводится решение. Ситуации-упражнения побуждают совершить некоторые действия (составить план конспекта, заполнить таблицу и т. п.). В ситуациях-оценках проблема уж решена, но от педагогов требуется дать ее анализ и обосновать свой ответ, оценить его. Ситуации-проблемы рассматриваю конкретный пример из практики как существующую проблему, которую надо решить;

3. По форме (нетрадиционные):

•        методический день;

•        коллективное творческое дело (КТД);

•        диспут, дискуссия (круглый стол);

•        творческий отчет отдельного педагога с целью обобщения передового педагогического опыта, повышения методического уровня педагогов;

•        конкурс, где подводят итоги конкурсов мастерства в педагогическом коллективе;

•        фестиваль – широкий, общий осмотр достижений, празднование, которое сопровождается показом, осмотром форм, методов, приёмов, средств обучения, объединенных с художественным оформлением;

•        делова игра (интерактивная форма) – целью является анализ и решение сложных проблем человеческих взаимоотношений;

•        педагогический консилиум (интерактивная форма) – цель: координация действий педагогов в работе с детьми конкретной группы, определение причин сложностей и поиск путей и способов их решения;

•        презентация проводится для представления новых программ, книг, методических рекомендаций, опыта работы по конкретной теме;

•        аукцион – рассмотрение предложенных методик, методических приемов по конкретной теме. Педагоги «покупают» только те идеи, которые не только заслуживают внимания, но и наиболее реальны, жизнеспособны в условиях работы дошкольного учреждения.

Игровое моделирование повышает интерес, вызывает высокую активность, совершенствует умения в разрешении реальных педагогических проблем.

На педсоветах воспитателям предлагаются различные вопросы, при обсуждении которых может возникнуть диалог-дискуссия, который стал подлинной приметой нашего времени, Однако искусством коллективного обсуждения вопросов в форме диалога или спора владеет далеко не каждый.

Диалог- это разговор двух и более людей, свободный обмен мнениями, зачастую дополняющими характеристику различных сторон обсуждающей проблемы. Спора  при этом не возникает, поскольку  каждый участник беседы высказывает свою точку зрения.

Дискуссия – обсуждение какого –либо спорного вопроса, выявление истины и принятия правильного решения всеми желающими высказать свою точку зрения.

Организация дискуссии — дело непростое. Особое внимание надо обратить на со­здание благоприятной психологической об­становки. Первый шаг — рассадить участни­ков по кругу. Главное — создать атмосферу доброжелательности и заинтересованного внимания к каждому. Объектом дискуссии может стать действительно неоднозначная проблема, по отношению к которой каждый участник свободно выражает свое мнение, каким бы непопулярным и неожиданным оно ни было. Успех или неуспех дискуссии определяется формулированием проблемы и вопросов. Чем при этом надо руководствоваться? Вопросы должны быть спорными, т. е. такими, на которые можно ответить и "нет" и "да". Следует учитывать также уровень подготовленности участников дискуссии; способны ли они самостоятельно сформулировать оптимальный вариант решения проблемы?

Участникам дискуссии нужно быть готовыми к тому, что концептуальный конфликт и расхождение мнений не удастся преодолеть быстро. Вместе с тем длительную активность оппонентов следует считать успешным результатам дискуссии.

Педсовет- диспут представляет собой коллективное размышление на заданную тему, проблему.

Предметом диспута должна быть проблема, которая вызывает противоречивые суждения, решается по-разному. Диспут не исключает, а предполагает глубину и всесторонность раскрытия проблемы. Там, где нет предмета спора, а есть только выступления, дополняющие или уточняющие  те или иные доводы , нет диспута, это в лучшем случае беседа.

Формулировка темы должна быть острой, проблемной, будить мысль педагогов, заключать в себе вопрос, который на практике и в литературе решается по-разному, вызывает различные мнения, например:

"Нужны ли детскому саду стандарты?",

"Чему сегодня нужно учить дошкольников?",

"Новаторские технологии: за и против",

"Каковы сегодня цели воспитания?",

"Что является общечеловеческими ценностями?",

"Какова роль семейного воспитания сегодня?"
Вариантом педагогического совета-диспута является решение

педагогических ситуаций. Руководитель или старший воспитатель подбирает банк сложных педагогических ситуаций по проблеме и предлагает его коллективу. Форма предъявления может быть разнообразной: адресной, с помощью жеребьевки, с разделением на 1руппы. Администрация ДОУ может играть роль жюри, ведущего, консультанта, оппонента и др.

Педсовет - научно-практическую конференцию можно подготовить и провести, объединив усилия нескольких ДОУ на базе учреждения, имеющего статус экспериментальной площадки. При его подготовке заранее должны быть организованы дни открытых дверей для педагогов. Важно так составить повестку дня, чтобы каждое учреждение на равных участвовало в демонстрации своего опыта, обсуждении проблем и предложений к выработке решений. Решения на таком педсовете могут приниматься как общие для всех, так и для каждого коллектива отдельно, с учетом его специфики.

Педсовет в форме коллективной творческой деятельности (далее — КТД) — все члены педагогического коллектива участвуют в планировании, осуществлении и анализе деятельности, имеющей характер коллективного творчества.

Главная цель КТД -   создать условия для самореализации каждого педагога, проявления и развития всех его способностей и возможностей. Поэтому КТД опирается на творческую, созидательную деятельность. Система коллективных отношений — сотрудничества, взаимопомощи складывается в процессе творческой деятельности, включая несколько  стадий-этапов

4. По составу участников:

•        постоянно действующий (участие всего педагогического коллектива);

•        расширенный (с участим родителей, детей, специалистов);

•        объединенный с другим педагогическим коллективом с целью решения общих проблем, обсуждения целей, задач, форм, методов, приёмов работы;

•        ограниченный (по количеству участников) – занимается решением одной проблемы, включая в обсуждение и работу педагогов, имеющих к ней отношение.

5. По месту и роли в образовательном процессе:

•        тактический: определяет и решает текущие задачи детского сада, анализирует всю деятельность, качество знаний, уровень культуры, знакомит с новыми достижениями и их использованием в образовательном процессе;

•        стратегический: для разработки линии поведения коллектива, системы общих взглядов на деятельность дошкольного учреждения с целью создания перспективной программы развития, стратегии заведения;

•        стартовый (установочный);

•        текущий: анализ состояния образовательного процесса, уровня преподавания, итог работы за конкретный период;

•        итоговый: подведение итогов за год, определение стратегический задач на следующий год;

•        внеочередное: в связи с необходимостью решения незапланированных задач.

Чтобы педсовет был органом управления, а его решения действенными и способствующими улучшению работы с детьми, к нему необходимо тщательно готовиться.

Важным условием при организации педсовета является актуальность рассматриваемых вопросов. Педагогам интересны только те, которые помогают практическому решению проблем, вызывающих затруднения у большинства членов коллектива, а также новые педагогические технологии, авторские разработки.

Педагогический совет помогает в формировании коллектива единомышленников, создает условия для анализа и оценки существующих установок и принципов в соответствии с требованиями современной науки и передовой практики.

 

Подготовил: заместитель

заведующего по ОД

Н.Л. Наумович

 
Выберите язык
Russian Belarusian Chinese (Traditional) English German