Формы работы учителя-дефектолога с родителями, воспитывающими детей с отклонениями в развитии: Анкетирование как метод работы с семьей

Общеизвестно, что детство – это уникальный период в жизни ребенка, именно в это время формируется здоровье, происходит становление личности. Опыт детства во многом определяет взрослую жизнь человека.

В начале пути рядом с беззащитным и доверчивым малышом находятся самые главные люди в его жизни – родители. Когда же ребенок приходит в детский сад его окружают новые люди, которых он раньше не знал и которые составляют новую общность, чем его семья. Если родители и педагоги объединят свои усилия и обеспечат малышу защиту, эмоциональный комфорт, интересную и содержательную жизнь и в детском саду и дома, а детский сад будет способствовать его развитию, умению общаться со сверстниками, поможет подготовиться к школе, то можно с уверенностью можно сказать, что произошедшие перемену в жизни ребенка - ему на благо. Поэтому активный курс на создание единого пространства развития ребенка должны поддерживать как детский сад, так и семья. Педагоги часто берут на себя все заботы, по воспитанию и обучению детей, забывая при этом, что и родители должны проявлять заинтересованность и инициативу в общении с педагогами. Для родителей участие в жизни малыша не только дома, но и в детском саду поможет:

  • Преодолеть авторитаризм и увидеть мир с глазами ребенка;
  • Относиться к ребенку как к равному;
  • Понять, что недопустимо сравнивать его с другими детьми
  • Если он что-то сделал сегодня лучше, чем вчера, нужно радоваться его успеху;
  • Знать и учитывать сильные и слабые стороны своего ребенка;
  • Проявлять искреннюю заинтересованность в его действиях и быть готовыми к эмоциональной поддержке, совместному переживанию его радостей и горестей;
  • Установить хорошие, доверительные отношения с ребенком.

Вовлечение родителей в орбиту педагогической деятельности, их заинтересованное участие в воспитательно-образовательном процессе важно не потому, что этого хочет педагог, а потому, что это необходимо для развития их собственного ребенка.

Цели работа дефектолога с семьей, воспитывающей ребенка с нарушениями психофизического развития:

  • оказать квалифицированную поддержку родителям;
  • помочь близким взрослым создать комфортную для развития ребенка семейную среду;
  • создать условия для активного участия родителей в воспитании и обучении ребенка;
  • формировать адекватные взаимоотношения между взрослыми и их детьми.

Принципы, положенные в основу работы с семьей:

  • принцип комплексного подхода к организации коррекционно-педагогического процесса. В работе с ребенком необходимо участие разных специалистов, таких как психоневролог, дефектолог, психолог, массажист и др. При этом необходимы не только наблюдение и консультации ребенка разными специалистами, но и их совместное обсуждение и «ведение» данной семьи;
  • принцип единства диагностики и коррекционно-педагогического процесса. Обследование ребенка разными специалистами проводится в целях выявления (определения) его актуального и потенциального уровней развития, соматического состояния и т. д. и определяет пути коррекционно-педагогической работы в виде составления индивидуальной программы развития;
  • принцип сотрудничества между родителями и специалистами, родителями и детьми. Необходимо подчеркнуть, что родители будут искать поддержку и помощь специалиста, прислушиваться к нему и следовать его советам только тогда, когда профессионал видит в родителях не «объект своего воздействия», а равноправного партнера по коррекционному процессу. Точно так же отношения между специалистом-дефектологом и ребенком и родителями и ребенком должны строиться по известному принципу личностно ориентированной педагогики — на «уровне глаз» ребенка, используя прием «глаза в глаза»;
  • принцип учета интересов. По-другому его можно было бы назвать иначе — принцип решения задачи через интерес. Этот принцип применим в работе, как с ребенком, так и с родителями. Если первый аспект в какой-то мере представлен в педагогике, то второй необходимо уточнить. Как правило, родители, обращаясь за консультацией, хотят, чтобы ребенку чем-либо помогли (например: научили говорить, сняли повышенное возбуждение и т. д.). Специалист не должен говорить им: «Он никогда не научится этому» или что-то подобное. В этом случае родители вряд ли захотят продолжать встречи. Здесь необходимо очень тактично подойти к ответу, сказав, что и этому будет уделено внимание на занятиях, но только чуть позже. Далее в ходе коррекционно-педагогической работы родители уже не будут вспоминать об этом. Но таким образом, будет положен первый кирпичик в строительство моста между специалистом и родителями;
  • принцип ведущей деятельности. Необходимо согласование действий в коррекционной деятельности различных специалистов, «ведущих» семью (например, психолога и дефектолога).
  • принцип сравнения. Остановимся еще на одном, не менее важном принципе работы. Очень часто родители во время первичной консультации, беседы, занятия говорят о том, что ребенок должен сделать так-то, должен уметь выполнять то, что делают его ровесники, и т. д. Специалист объясняет родителям, что не следует сравнивать достижения своего ребенка с умениями других детей. Сравнение возможно лишь с тем, что мог ребенок делать ранее.

Определив цели и раскрыв принципы работы специалиста-дефектолога с семьями, воспитывающими проблемных детей, рассмотрим формы организации коррекционно-педагогического процесса с ребенком раннего возраста с нарушениями в развитии и его родителями.

Как показал многолетний практический опыт работы, наиболее подходящими формами организации являются:

  • консультативно-рекомендательная;
  • лекционно-просветительская;
  • практические занятия для родителей;
  • организация «круглых столов», родительских конференций, детских утренников и праздников;
  • индивидуальные занятия с родителями и их ребенком;
  • подгрупповые занятия.

Прежде чем приступать к работе с семьей, педагогу необходимо изучить семью ребенка. Изучение семьи требует использование совокупности методов – наблюдения, эксперимента, тестов, опроса, беседы, изучение продуктов детской деятельности. Изучению семьи способствует ее посещение, беседы с родителями, наблюдения за их общением во время утреннего прихода в детский сад и ухода домой.

Распространенными методами изучения семейной микросреды являются различные опросы (анкетирование) и тестирование родителей. Поскольку главной целью проведения анкетирования является использование полученных данных при организации помощи дошкольнику с нарушениями в развитии, то предпочтение чаще всего отдается именным (персонифицированным) анкетам.

Достоинства методы анкетирования:

  • получение информации о разных аспектах, связанных с семейным воспитанием;
  • компенсирует невозможность непосредственного контакта с тем, кому он предназначена;
  • позволяет охватить большое количество семей воспитанников;
  • предоставляет больше времени на взвешенный, вдумчивый ответ;
  • простота обработки полученных данных.

Недостатки метода анкетирования:

  • риск несамостоятельности ответов родителей;
  • возможность искажения ответов из-за недопонимания сути вопроса;
  • намеренно ложных ответов( спорные с точки зрения морали);
  • часть родителей не хотят отвечать на вопросы анкеты (считают грубым вторжением в личную жизнь);
  • трудно собирать анкеты.

Требования к составлению анкеты:

  • помнить о главной цели – получение информации для профессиональных нужд дефектолога;
  • разрабатывать с учетом контингента детей и особенностей их микросоциального окружения;
  • вопросы должны формулироваться с учетом образовательного уровня конкретных родителей;
  • обязательно применять уважительное обращение «Вы»;
  • анкета должна быть компактной;
  • структура анкеты должна быть представлена тремя разделами: обращение к родителю, вопросы, благодарность за ответы;
  • располагать вопросы по принципу «от простого к сложному»;
  • формулировать вопросы предельно конкретно;
  • каждый вопрос должен быть самостоятельным и логически отдельным;
  • использовать при оформлении анкеты достаточно крупных шрифт, оставлять место для ответов родителей;
  • данные анкет проверять путем повторного применения через определенный отрезок времени.

В начале учебного года дефектолог может использовать анкеты для уточнения запросов родителей:

Уважаемые родители!

Мы рады видеть Вашего ребенка в нашем детском саду. Для установления тесного сотрудничества между вами и специалистами ДОУ предлагаем Вам ответить на ряд вопросов

Фамилия, имя Вашего ребенка ___________________________________

Перечислите основные жалобы и проблемы в порядке значимости для Вас_______________________

Ваши надежды и ожидания от занятий в группе компенсирующей направленности_________________________________________________

В консультативной помощи каких специалистов Вы нуждаетесь, воспитывая ребенка? (обозначьте проблему/тему, подчеркнув нужный вариант):

Дефектолог: знакомство с родным краем, развитие речи, обучение математике, звуковой анализ слова, работа над темпом и ритмом речи, обогащение словарного запаса, развитие связной речи, обучение чтению, двуязычие в семье, развитие внимания, памяти, мышления, воображения, письмо, другое ______________________________________________________

Логопед: артикуляционные упражнения, развитие речевого дыхания, работа над голосом, постановка и закрепление звуков в речи, другое ______________________

Психолог: гиперактивность, тревожность, робость, агрессивность, невнимательность, непослушание, психологическая подготовка к школе, другое ____________________

Воспитатель: навыки самообслуживания, аккуратность, вежливость, заучивание стихов, творчество, развитие мелкой моторики рук, другое _____________________

Невролог: нормализация мышечного тонуса, медикаментозное лечение, назначение физиопроцедур, другое: ___________________________________________________

Другое ____________________________

В каких формах Вы хотели бы получить помощь специалистов ДОУ?Подчеркните нужный вариант:родительские собрания, «Родительский уголок» (стенд с информацией), тетради для домашних заданий, беседы, семинары-практикумы, тренинги, выставки литературы коррекционной направленности, устные консультации, открытые занятия, дни открытых дверей, совместные мероприятия родителей с детьми, другое _____________________________________

Спасибо за ответ!

А также анкету на определение степени готовности родителей к участию в коррекционном процессе:

Анкета

Уважаемые родители!Просим Вас ответить на вопросы для планирования более результативной коррекционной работы и оказания максимально возможной помощи Вашему ребенку.

Фамилия, имя ребенка (если хотите указать) ______________________

Отметить кружком номера высказываний, с которыми Вы согласны.

  1. Я всегда знакомлюсь с материалами коррекционной направленности, представленными на информационном стенде.
  2. Если дефектолог пригласит на индивидуальную беседу, я обязательно приду.
  3. Если возникнут вопросы к дефектологу, я обязательно их задам.
  4. Если меня попросят выступить с небольшим сообщением на семинаре для родителей, я соглашусь.
  5. Если меня попросят выступить перед детьми и рассказать о своей профессии или хобби, я соглашусь.
  6. Я всегда выполняю со своим ребенком домашнее задание.
  7. Если мой ребенок заболел, я все равно в конце недели возьму папку с заданиями от дефектолога.
  8. Если мне предложат сделать совместную с ребенком поделку для конкурса, я соглашусь.
  9. Если дефектолог предложит помимо индивидуальных консультаций задавать свои вопросы (в конверт для вопросов в папке), я активно соглашусь на это нововведение.
  10. Я всегда посещаю родительские собрания.
  11. Я готов принимать участие в мероприятиях для родителей помимо родительских собраний.
  12. Если дефектолог скажет, что он вполне обойдется без моей помощи, я все равно буду стремиться развивать своего ребенка.
  13. Я по своей инициативе покупаю книги и игры, направленные на развитие ребенка.
  14. Я знаю программу, которой руководствуется дефектолог при проведении коррекционной работы с моим ребенком.

Спасибо за ответы!

Исходя из ответов родителей на 14 перечисленных вопросов, можно осуществить количественную обработку: «да» - 1 балл, «нет» или игнорирование ответа – 0 баллов.

Оценка результатов:

vВысокий уровень мотивации к сотрудничеству – 11 – 14 баллов

vСредний уровень мотивации к сотрудничеству – 6 – 10 баллов

vНизкий уровень мотивации к сотрудничеству – 0 – 5 балов

Родители с высоким уровнем мотивации максимально вовлечены в коррекционный процесс, вносят свои предложения по его совершенствованию, систематически выполняют задания дефектолога, являются активными участниками мероприятий в рамках ДОУ.

Родители со средним уровнем мотивации к сотрудничеству следуют требованиям дефектолога, но их участие в коррекционном процессе в большинстве случаев формальное, инициативность снижена, требуется постоянная стимуляция активности со стороны дефектолога .

Родители с низким уровнем мотивации к сотрудничеству не участвуют самостоятельно в коррекционном процессе выполняют только отдельны поручения педагога либо игнорируют и предпочитая быть пассивными наблюдателями и перекладывая всю ответственность за воспитание и образование своего ребенка на детский сад.

И в конце учебного года проводиться анкета по изучению удовлетворенности родителей коррекционно-образовательным процессом:

Анкета

 

Как вы можете оценить работу дефектолога с Вашим ребенком? __________________________________________________________________

 

Как вы можете оценить работу дефектолога с вами?__________________

 

Какие изменения произошли в развитии вашего ребенка?______________

В чем ваши надежды не оправдались? ____________________________

Ваши предложения и пожелания: ________________________________

Благодарим Вас за оказанную помощь при заполнении анкеты!

Для создания  в семье  благоприятных условий воспитания                                    и развития детей дошкольного возраста  с особыми образовательными потребностями родителям необходимо прежде всего овладеть                        полным объемом определенных  психолого - педагогических  знаний, практическими навыками   взаимодействия  с ребенком.  Получить и                знания и навыки родители могут только с помощью                                специалистов  дошкольного образовательного учреждения, с которыми               они часто встречаются   и  которые  знают  проблему  их  ребенка. Следовательно,  развитие    всех процессов  дошкольника  напрямую                зависит от  эффективности взаимодействия  педагогов с  родителями.

Вышеизложенная  форма  работы  педагогов  дошкольного учреждения с родителями, воспитывающими ребенка с нарушениями психофизического развития является актуальной в современной коррекционной педагогике, так как   дает возможность   решать  следующие  задачи:

  • оказать квалифицированную поддержку  родителям (социально-правовую, психолого-педагогическую);
  • помочь близким взрослым создать комфортную,  для развития               ребенка семейную среду;
  • создать условия для активного участия родителей в воспитании и обучении ребенка;
  • формировать адекватные взаимоотношения между взрослыми и их детьми.
 
Выберите язык
Russian Belarusian Chinese (Traditional) English German