Организация активного отдыха в учреждении дошкольного образования в летний период

 


В летний период в детском саду особое место отводится физкультурно-оздоровительной работе. Это обусловлено прежде всего тем, что летом уменьшается количество занятий в помещении, режим дня насыщается активной двигательной деятельностью, проводимой на открытом воздухе, появляется возможность более эффек­тивно использовать в системе физического воспитания оздоровительные силы природы. Кроме того, следует отметить, что в настоящее время в силу ряда причин, в том числе экономического характера, многие ро­дители не могут организовать детям полноценный летний отдых, в связи с чем эта проблема должна решаться активным участием дошкольных учреждений.

Мероприятия активного отдыха (физкультурные досуги, праздники, дни здоровья) в летний период должны проводиться еженедельно. Активная многообразная двигательная деятельность детей, длительное пребывание на открытом воздухе способствуй укреплению здоровья, повышению функциональных и адаптационных возможностей организма, совершенствованию двигательных умений и навыков, развитию двигательных и психических способностей, формированию положительных эмоциональны состояний, воспитанию потребности в реализации двигательных возможностей.

Для рациональной организации мероприятий активного отдыха в летний период целесообразно составить календарный план, который обсуждается педагогическим коллективом и утверждается заведующим детского сада не позднее чем за две недели до начала летней оздоровительной кампании. Затем приступают к планированию отдельных мероприятий — разработке сценариев физкультурных досугов, праздников и дней здоровья, содержание которых строится на основе программно-методических требований, предъявляемых к физическому, гигиеническому, нравственному, эстетическому воспи­танию детей, и зависит от времени года, условий проведения, а также от возраста и уровня подготовленности участников.

В содержание физкультурных досугов, продолжительность которых, в зависимости от возраста детей, составляет от 20 до 50 минут, рекомендуется включать упражнения, освоенные детьми на физкультурных занятиях, в которых можно состязаться в ловкости, быстроте, смекалке, находчивости, сообразительности (в том числе подвижные игры, эстафеты, аттракционы).

Физкультурные праздники являются своеобразной формой демонстрации достижений детей в различных видах физических упражнений и проявлении двигательных и психологических качеств. На праздниках используются не только разнообразные двигательные задания, но и танцы, песни, стихи, загадки и т. п. Продолжительность праздника составляет от 60 до 90 минут, поэтому при планировании следует предусматривать такое чередование материала, которое позволяет обеспечить оптимальную физическую и эмоциональную нагрузку, адекватную возрастным возможностям и уровню подготовленности детей. Рекомендуется заранее продумать формы поощрения детей, при этом наиболее целесообразными в воспитательном отношении считаются коллективные награды.

День здоровья характеризуется тем, что отменяются все занятия, режим дня насыщается активной двигательной и творческой деятельностью, целесообразно организовать и провести несложные спортивные соревнования, туристические походы, прогулки за пределы детского сада (на стадион, парк, в лес), физкультурный праздник или досуг. Нередко в этот день детям в театрализованной форме сообщаются те или иные гигиенические знания, в форме игры закрепляются гигиенические навыки. Деятельность дошкольников не ограничивается участием в различных физкультурно-оздоровительных мероприятиях: имеют место различные формы трудовой (коллективная уборка территории детского сада, работа по уходу за растениями на участке и др.), а также творческой (конкурсы танцоров, художников, певцов, музыкантов, чтецов и др.) деятельности. При организации физкультурного досуга, праздника, Дня здоровья для повышения эмоционального фона рекомендуется красочное оформление мест их проведения (спортивного зала или площадки) в соответствии с содержанием мероприятий активного отдыха, а также использование музыкального сопровождения и соблюдение определенных ритуалов (например, торжественных церемоний открытия и закрытия с выносом вымпелов соревнующихся команд, парада и представления участников, приветствия командами друг друга и зрителей, показательных выступлений юных спортсменов и т. п.).

Подготовка к участию в мероприятиях активного отдыха проводится в процессе всей работы с детьми и заключается в разучивании упражнений, подвижных игр, эстафет на физкультурных занятиях и их закреплении во время прогулок и утренней гимнастики. Однако некоторые игры, эстафеты и аттракционы, а также несложные по структуре упражнения могут применяться без предварительного ознакомления с ними, как сюрпризный момент.

 

 
Выберите язык
Russian Belarusian Chinese (Traditional) English German