Как предупредить трудности в обучении в школе

КАК ПРЕДУПРЕДИТЬ ТРУДНОСТИ ОБУЧЕНИЯ В ШКОЛЕ

Консультация учителя-дефектолога для родителей детей старшего дошкольного возраста

Уважаемые родители! Практика работы показывает, что многие первоклассники испытывают затруднения в звуковом анализе слов и фонематическом восприятии звуков. Эти затруднения, в свою очередь, могут привести к нарушениям письменной речи. Своевременное выявление этих затруднений и анализ причин поможет предупредить трудности обучения в школе. Для определения уровня развития фонематического восприятия можете предложить детям следующие задания:

  1. 1. Найти среди предложенных Вами картинок те, в названии которых есть заданный звук (например, звук З).

Возможные ошибки детей:

- находят только картинки, в которых звук стоит в позиции «начало слова» и не выделяют звук в середине слова;

- не дифференцируют (не различают) звуки из одной группы (например, из группы «свистящих», то есть выделяют все картинки, в которых есть звуки З, С, Ц, вместо картинок со звуком З);

- не понимают смысла задания, выделяют беспорядочно картинки, либо не выделяют никаких вообще.

Предполагаемые причины ошибок:

- несформированность фонематического слуха;

- нарушения звукопроизношения (особенно, если встречаются замены одних звуков на другие).

Трудности обучения в школе, к которым может привести несформированность фонематических процессов:

Происходит нарушение письма: дети в письменной речи путают буквы по артикуляционно-акустическому сходству. Наиболее часто встречаются замены звонких и глухих парных согласных, замены шипящих звуков свистящими, например, Ш-С и т.д. Эти ошибки могут носить стойкий характер, тогда за помощью следует обратиться к логопеду.

  1. 2. Для выявления степени овладения звуковым анализом предлагается задание: на листе нарисованы картинки, под каждой есть окошечко, в котором нужно нарисовать столько кружков, сколько звуков в названии каждой картинки (слова из 3 и 4 звуков).

Перед выполнением этого задания вместе с детьми считаем звуки в названии какого-нибудь подобного слова. Затем дети работают самостоятельно.

Возможные ошибки детей:

- при счёте пропускают гласные звуки и считают только согласные;

- считают вместо звуков слоги;

- путают понятия «слово» и «звук» и считают слова.

Предполагаемые причины ошибок:

- у детей не сформированы понятия «слово», «слог», «звук»;

- дети неправильно называют звуки, например «БЭ», вместо «Б», поэтому они не слышат гласных звуков, а считают их вместе с предыдущим согласным звуком.

Трудности обучения, к которым может привести несформированность звукового анализа:

- пропуски букв на письме и при чтении (впоследствии могут перерасти в дисграфические и дислексические ошибки);

- перестановки букв на письме и при чтении; - вставки лишних букв на письме и при чтении.

 

Уважаемые родители, если Ваш ребёнок справляется со всеми предложенными заданиями, это значит, что у него хорошие предпосылки для овладения чтением и письмом.

Если же у ребёнка есть какие-либо из вышеперечисленных затруднений, не отчаивайтесь! Проанализируйте причины и позанимайтесь с ним перед поступлением в школу, поиграйте в игры для подготовки ребенка к школе.

Поиграйте с ребёнком в следующие игры:

- Хлопни в ладоши, если услышишь в слове заданный звук в начале или середине слова (например, звук Д: дорога, тумбочка, подарок и т.д.);

- Запомни все слова с заданным звуком, которые встретятся тебе в рассказе, который я прочитаю;

- Добавь недостающий звук, чтобы получились слова (например, звук К: ма…К, ба…К, ра…К и т.д);

- Назови одинаковый звук в словах (например, ложка, пила, лыжи);

- С какого звука начинаются слова (например, банка, букет, бабушка) и т.д.;

- Посчитай, сколько звуков в твоём имени;

- Придумай слово, которое начинается с заданного звука;

- Определи, в каком слове больше звуков (например, слова волк и жук)

 

Желаю успехов!

 
Выберите язык
Russian Belarusian Chinese (Traditional) English German