О роли воспитателя в формировании речевых навыков дошкольников

Развитие речи, включающее умение четко произносить звуки и различать их, владеть артикуляционным аппаратом, правильно построить предложение и т. д., одна из насущных проблем, стоящих перед дошкольным учреждением. Собственный опыт работы свидетельствует: очень многие дети нуждаются в помощи логопеда, и большинство старших дошкольников не владеют звуковой культурой (плохая дикция, неправильное звукопроизношение, не умеют, что называется, двух слов связать, внятно рассказать даже о том, что произвело на них большое впечатление.

А ведь правильная речь — один из показателей готовности ребенка к обучению в школе, залог успешного освоения грамоты и чтения: письменная речь формируется на основе устной, и дети, страдающие, например, недоразвитием фонематического слуха, являются потенциальными дисграфиками и дислексиками (детьми с нарушениями письма и чтения) .

Конечно, основную помощь детям с различными речевыми нарушениями оказывает дефектолог, но и роль воспитателя в формировании речевых навыков весьма существенна.

Воспитатель должен знать, какие бывают нарушения речи, когда и как они возникают, каковы способы их выявления и устранения. Это поможет ему работать «в унисон» с дефектологм, квалифицированно объяснить родителям, какие упражнения и как они должны делать дома, чтобы закреплять навыки и умения, приобретенные ребенком на коррекционных занятиях.

Воспитателю следует помнить о том. что речь ребенка развивается в общении с окружающими его взрослыми. А взрослым, с которым ребенок проводит большую часть дня в детском саду, является именно он, воспитатель, вот почему его речь должна отвечать нормам литературного языка, быть внятной и, что очень важно, неторопливой, потому что при длительном общении с быстро говорящим человеком у ребенка с ослабленной нервной системой могут развиться тахилалия (ускорение речи, логоневроз и даже заикание.

Воспитателю также необходимо и в коллективные игры, и в занятия по развитию речи включать задания для развития слуха, слухового внимания и слуховой памяти (начинать подобную работу лучше на материале неречевых звуков и постепенно вводить звуки речи — и уже усвоенные детьми, и те, которые только ставятся и вводятся в самостоятельную речь) .

Что еще может и должен делать воспитатель, работающий в полном контакте с дефектологом? На занятиях и вне их (на прогулке, в свободном общении и т. д.) следить за речью своих воспитанников, исправлять допускаемые ими ошибки (в произношении звуков, в расстановке ударений, «слышать» их успехи, тактично отмечать их (особенно это важно на этапе автоматизации уже поставленных звуков) .

Желательно, чтобы воспитатель регулярно (один—два раза в неделю) выполнял с детьми старшей группы «упражнения на слова» (ребенок внимательно слушает слова, называет звуки, из которых оно состоит; учится произносить слова, в разных формах которого ударение падает на разные слоги, и определять место ударения в словах, произнесенных воспитателем и т. д.) . Времени эти упражнения займут немного (всего 5—7 минут, а польза от них весьма существенная.

При подготовке утренников особое внимание надо уделять детям с различными речевыми нарушениями. Обычно им стараются не давать индивидуальных «номеров». Каждому хочется, чтобы его группа была лучшей.

Но именно таких детей следует любыми способами вовлекать в подготовку утренников и в участие в них (читать хором, дать задание выучить стихотворение дома для сольного номера и несколько раз прослушать его чтение, в группе или один на один, потому что такие дети, начиная осознавать свои недостатки, могут комплексовать, часто становятся застенчивыми, нерешительными, предпочитают и на занятиях, и в свободное от них время отмалчиваться.

Естественно, что все необходимые рекомендации дает дефектолог родителям. Он выявляет детей, нуждающихся в коррекционной помощи : подсказывает, что могут сделать воспитатель и родители до зачисления ребенка на коррекционные занятия; советует, как организовать режимные моменты, чтобы помочь дефектологу устранить дефекты речи; знакомит воспитателя с игровыми приемами, направленными на обогащение словаря, закрепление речевых навыков, в том числе грамматических, и т. д.

Чем раньше воспитатель и дефектолог начнут работать вместе, тем больше надежды, что они добьются положительных результатов.

 
Выберите язык
Russian Belarusian Chinese (Traditional) English German