Повышение спортивной активности детей средствами олимпийского образования

«Нет ничего благороднее  солнца, дающего столько света и тепла.

Так и люди прославляют те состязания, величественнее

которых  нет ничего,- Олимпийские игры».

Пиндар

Олимпийское образование, цель которого – приобщение детей и молодежи к идеалам и ценностям олимпизма, занимает все более важное место в системе образования, воспитания и обучения подрастающего поколения. Во многих странах реализуются программы олимпийского образования для школьников, студентов, других групп детей и молодежи.

Национальный Олимпийский комитет Республики Беларусь стал инициатором создания системы олимпийского образования, которая позволит вовлечь подрастающее поколение в олимпийское движение. А начинать можно и нужно уже с дошкольного возраста. В программе дошкольного образования определена задача по приобщению детей к идеям олимпийского движения.

Олимпийское движение – важная часть культуры человечества. История олимпийских игр может стать частью не только физического, но и эстетического, и нравственного воспитания ребенка. Красота человеческого тела, красота движений, воспетые древними греками, должны определить приоритеты физического совершенствования детей.

Приобщение к здоровому образу жизни – одна из основных задач олимпийского образования. Неоспоримым является тот факт, что занятия спортом не только укрепляют здоровье, развивают физически, но и в целом положительно влияют на всестороннее развитие личности будущего гражданина страны, особенно его нравственных качеств, формируя при этом национальное самосознание, чувство гордости за свою страну. Сложные проблемы патриотического воспитания могут успешно решаться через формирование у детей чувства сопричастности к борьбе спортсменов своей Родины на мировых аренах.

Отличительная черта физического воспитания детей дошкольного возраста — это органическая связь с умственным воспитанием. Включение идей олимпийского движения в процесс обучения дошкольников способствует формированию у детей интереса к физическому совершенствованию.

Одна из главных задач детского сада - укрепление физического здоровья, обеспечение психического и эмоционального благополучия дошкольников. Олимпийское движение – эффективная форма решения этой задачи, так как приобщение к здоровому образу жизни – одна из основных задач олимпийского образования.

Анализ состояния физкультурно-оздоровительной работы в нашем  учреждении дошкольного образования выявил возрастающий интерес педагогов к организации физкультурно-оздоровительной работы на основе использования идей и принципов олимпийского движения. Поэтому появилась необходимость целенаправленной деятельности  по внедрению идей олимпийского движения в физкультурно-оздоровительную работу с детьми дошкольного возраста. В самом начале работы по этому направлению нами были изучены методические пособия и лучший опыт учреждений образования по данному направлению.

Цель своей деятельности и конечный результат мы видим в создании модели физкультурно-оздоровительной работы по приобщению детей  дошкольного возраста к идеям Олимпийского движения.

Для достижения намеченной цели необходима реализация следующих задач:

  1. Создать необходимые условия для эффективного использования идей олимпийского движения в работе с детьми
  2. Способствовать формированию у детей навыков здорового образа жизни, интереса к занятиям физическими упражнениями  и спортом на основе принципов олимпийского движения посредством использования  доступных форм физкультурно-оздоровительной работы
  3. Обогатить представления детей о физкультурном движении в целом и выдающихся спортсменах своей страны, сформировать представления о международном Олимпийском движении

 

Вся работа по приобщению воспитанников к идеям олимпийского образования строится на основе плана, составленного на учебный год (приложение 1).

Основными направлениями реализации олимпийского образования в нашем дошкольном учреждении стали тематические и сюжетные занятия по олимпийским видам спорта, спортивные праздники и развлечения, дни здоровья, малые Олимпийские игры, игры с соответствующим спортивным содержанием, а также познавательно-практическая, трудовая, учебная деятельность, общение. Реализация намеченных планов возможна только при взаимодействии специалистов: воспитатель формирует  основу знаний; руководитель по физическому воспитанию закрепляет основные теоретические положения и учит воспитанников применять их в ежедневной двигательной  деятельности; музыкальный руководитель разучивает песни о спорте, знакомит со спортивными маршами, учит движениям под музыку – ритмопластике. К участию в различных формах физкультурно-оздоровительной работы активно приобщаются и родители.

Для повышения профессиональной грамотности педагогических работников в реализации олимпийского образования важное место уделяется обеспечению методическими материалами и наглядностью: фотоматериалы, иллюстрированные материалы, оформление стендов «Олимпийские рекорды», «Наши чемпионы», разработка сценариев спортивных праздников и театрализованных представлений, организация экскурсий, создание картотеки игр на олимпийскую тематику и др.

В конце января в нашем учреждении традиционно проводится Декада здоровья, основным содержанием которой являются физкультурные досуги и развлечения, спортивные праздники, занятия, викторины на тему здорового образа жизни. В этом году все мероприятия были приурочены единой теме «Олимпийские игры, спорт» (план декады здоровья – приложение 2).

Что касается «теоретической» части, так на занятиях  в группах  мальчики и девочки рисовали  на темы «Мы любим спорт», «Флаг Олимпийских Игр», лепили из пластилина фигурки спортсменов-представителей разных видов спорта,  выполняли аппликацию «Олимпийский огонь», разучивали песни и стихи  о спорте. И усиленно готовились к спортивным соревнованиям. Логическим и зрелищным завершением Декады стал спортивный праздник «На пути к Олимпу».  Все было как на настоящей Олимпиаде -  факел с огнем, олимпийская клятва, парад команд. Ребята старшей группы  соревновались в беге, прыжках, метании мяча. Болельщики -  дети из младших групп без  дела  не  сидели, были заняты в танцах,  в подвижных играх. Все участники получили помимо хорошего настроения заряд бодрости, сладкие призы. Возможно, олимпийскими чемпионами вряд ли кто из ребят станет  (впрочем,  в нашей жизни все возможно), а вот то, что дети научаться правильно бегать, прыгать, бросать мяч, укрепят здоровье – так это точно!

 

 

 

Приложение 1

Календарный план работы по приобщению детей  дошкольного возраста к идеям Олимпийского движения на 2012/2013 учебный год

Мероприятия

Ответственный

Сентябрь

4

Подготовка необходимого наглядного материала, изготовление дидактических, настольно-печатных игр

Руководитель физического воспитания, педагоги

5

Подбор методического материала для знакомства детей с идеями олимпийского движения, спортивной жизнью (разработка сценариев, конспектов занятий, планов походов, экскурсий)

Заместитель заведующего Руководитель физического воспитания

7

Познавательно-практическое занятие в старшей группе «Олимпийские игры: история и современность»

Воспитатель старшей группы

8

День бегуна (на городском стадионе)

Руководитель физического воспитания

Октябрь

1

Консультация  «Олимпийское образование в дошкольном учреждении»

Заместитель заведующего

2

Анкетирование родителей  «Ваше мнение о необходимости приобщения дошкольников к идеям олимпийского движения»

Педагог-психолог

3

Консультация для родителей «Спортивные игры и упражнения в жизни детей-дошкольников»

Руководитель физического воспитания

4

Совместное мероприятие ко Дню матери с использованием игровых упражнений по легкой атлетике

Руководитель физического воспитания

5

Совместный с детьми  сбор иллюстраций о видах спорта, спортсменах Беларуси

Воспитатель старшей группы

6

Работа со старшими воспитанниками   по теме «Легкая атлетика – королева спорта» (беседа, подбор иллюстраций для первого раздела тематического альбома «Все о спорте», внесение элементов легкой атлетики в физкультурные занятия, прогулки, развлечения)

Руководитель физического воспитания, воспитатель старшей группы

7

Поход на городской стадион «Состязание легкоатлетов»

Руководитель физического воспитания

8

Экскурсия на физкультурно-оздоровительный комплекс

Руководитель физического воспитания

Ноябрь

1

Теоретический семинар  «Приобщение дошкольников  к олимпийскому движению и спорту»

Заместитель заведующего

2

Консультация для родителей  «Как организовать двигательный уголок дома»

 

Руководитель физического воспитания

3

«Вместе с папой, вместе с мамой» (коллективное посещение бассейна)

Педагоги групп

 

4

Участие родителей в показе и обучении детей элементам игры в баскетбол

Руководитель физического воспитания

5

Работа со старшими воспитанниками по темам:

«Спортивная игра – баскетбол»

«Плавание – спорт для сильных и выносливых»

Руководитель физического воспитания, воспитатель старшей группы

Декабрь

1

Семинар-практикум «Планирование работы с детьми в рамках проведения «Декады здоровья «Олимпийские надежды»

Заместитель заведующего

Руководитель физического воспитания

2

Консультация «Планирование работы по ознакомлению детей с зимними видами спорта»

Руководитель физического воспитания

3

Анкетирование родителей  «Какое место занимает физкультура и спорт в вашей семье?»

Педагог-психолог

4

Консультация для родителей «Зимние игры с ребенком в выходной день»

Руководитель физического воспитания

5

Оказание помощи в заливке катка, приглашение пап для совместных игр в хоккей

Администрация

6

Работа со старшими воспитанниками теме «Гимнастика – красивый вид спорта»

 

Руководитель физического воспитания, воспитатель старшей группы

7

Развлечения на прогулке «Любим санки, лыжи»

Руководитель физического воспитания

8

Знакомство детей старшего возраста с элементами игры в хоккей

Руководитель физического воспитания

Январь

1

Участие педагогов в проведении Декады здоровья

Руководитель физического воспитания

2

Совместный поход на лыжах «Подрастем и скоро сами олимпийцами мы станем»

Руководитель физического воспитания

3

Декада здоровья «Олимпийские надежды»

Творческая группа

4

Поход на лыжах «Подрастем и скоро сами олимпийцами мы станем»

Руководитель физического воспитания

Февраль

1

Консультация «Использование спортивных игр и упражнений в режиме дня»

 

Руководитель физического воспитания

2

Участие родителей в подготовке и проведении спортивного праздника «Олимпийские игры»

Руководитель физического воспитания

3

Музыкально-спортивный праздник «Семейные Олимпийские игры»

 

Руководитель физического воспитания, музыкальный руководитель

4

Выставка детских рисунков  «Зимние виды спорта»

Воспитатели средней и старших групп

Март

2

Фотовыставка «Папа, мама, я – спортивная семья»

Педагоги групп

3

Работа со старшими воспитанниками  по теме «Тяжелая атлетика»

Руководитель физического воспитания, воспитатель старшей группы

4

Спортивные развлечения «Олимпиада силачей», «Занимайся физкультурой, укрепляй мускулатуру»

Руководитель физического воспитания

Апрель

1

Составление плана проведения  «Недели малых Олимпийских игр», подготовка необходимых атрибутов

Творческая группа

2

Консультация с педагогами «Иры и упражнения с использованием природного окружения»

Руководитель физического воспитания

3

Консультация для родителей «Как вызвать у ребенка интерес к спортивной жизни»

Руководитель физического воспитания

4

Привлечение пап к показу и совместным играм в футбол

Руководитель физического воспитания

5

Знакомство детей с элементами игры в футбол «Школа мяча»

Руководитель физического воспитания

6

Викторина «О, спорт! Ты – мир!»

Руководитель физического воспитания

7

Работа со старшими дошкольниками по теме «Велоспорт»

Руководитель физического воспитания, воспитатель старшей группы

Май

2

Обсуждение результатов работы за год

Администрация

3

Анкетирование родителей  «Ваша оценка физкультурно-оздоровительной работы с детьми за прошедший год»

Педагог-психолог

4

Декада Олимпийских игр: открытие, спортивный праздник «На пути к Олимпу», спортландия «Веселые старты», церемония закрытия малых Олимпийских игр

Творческая группа

 

 

Из опыта работы

руководителя физического воспитания,

первая квалификационная категория

Мухиной Татьяны Леонидовны

ГУО «Ясли-сад №5 г.Любани»

 

 

 

 
Выберите язык
Russian Belarusian Chinese (Traditional) English German