Семинар - практикум для родителей «Подготовка органов артикуляции к постановке звуков»

Цель: Ознакомить родителей с комплексом артикуляционных упражнений.

Задачи:

  1. Познакомить с комплексами артикуляционной гимнастики для постановки различных групп звуков
  2. Объяснить необходимость ее выполнения
  3. Дать рекомендации по выполнению арт. гимнастики в домашних условиях.

 

Оборудование: зеркала персональные, артикуляционная гимнастика в сопровождении «Истории о Язычке», театра пальчиков и языка

План мероприятия:

  1. Теоретическая часть.

а) Консультация «Подготовка органов артикуляции к постановке звуков. Артикуляционная гимнастика»

б) Рекомендации по выполнению арт. гимнастики в домашних условиях.

  1. Практическая часть - показ основного комплекса арт. упражнений

 

Уважаемые родители!

В первую очередь хочу выразить вам свою признательность за то, что вы пришли на этот семинар, надеюсь,  вы сознаёте всю необходимость нашего с вами сотрудничества! Хотелось бы подчеркнуть, что вы - первые и самые важные учителя вашего ребенка. Первая его школа - Ваш дом - окажет огромное влияние на то, что он будет считать важным в жизни, на формирование его системы ценностей. И чтобы родители стали хорошими учителями для своих детей, они должны знать, что работа по исправлению недостатков произнесения звуков включает три основных этапа: подготовительные упражнения; постановка (вызов) звука; закрепление звука в слогах, словах и введение его в речь.

Все речевые органы состоят из мышц. Если можно тренировать мышцы рук, ног, спины и т.д., значит, можно тренировать  и мышцы языка и губ. Для этого существует специальная гимнастика, которая называется артикуляционной.

Чем лучше будет проведена подготовительная работа, тем быстрее ребенок научится правильно произносить звуки. Трудно сказать, сколько понадобится времени для подготовительных упражнений. В одних случаях - три занятия, в других - несколько недель. Это зависит от степени нарушения подвижности мышц артикуляционного аппарата, от состояния речевого слуха, а также от индивидуальных особенностей ребенка.

Постановка (вызов) звука. Чтобы вызвать у ребенка правильный звук, необходимо тщательно изучить положение органов речи при нормальном произнесении звука и способы его вызывания. Для этого сядьте за стол, поставьте перед собой зеркало и, произнося наиболее трудные звуки (шипящие, свистящие, сонорные), внимательно посмотрите, какое положение принимают ваши губы, зубы, язык. Запомните это положение. Это важно для исправления дефекта, для постановки звука. Затем посадите перед зеркалом ребенка и попросите его произнести тот или иной звук. Присмотритесь, какое положение принимают его органы речи, сравните с положением и движением органов речи у себя.

Теперь основная задача заключается в том, чтобы добиться правильного изолированного произнесения звука. Если удается вызвать звук по подражанию, то, минуя подготовительный этап, можно сразу приступить к закреплению звука в словах и речи.

Закрепление звука и введение его в речь. При закреплении звука необходимо соблюдать определенную последовательность. Сначала звук закрепляется в слогах (прямых, обратных), затем в словах и лишь потом во фразах.

Остановимся более подробно на первом этапе работы по исправлению недостатков произнесения звуков.

Никакая самая тщательная работа детского сада не исключает необходимости помогать детям, неправильно произносящим ту или иную группу звуков, в семье.

Выполняя дома определенные целенаправленные упражнения, данные логопедом, родители помогают подготовить артикуляционный аппарат ребенка к правильному произнесению тех звуков, которые он плохо произносит.

Важную роль в формировании произношения звуков играет четкая, точная, координированная работа артикуляционного аппарата (губ, языка, нижней челюсти, мягкого неба).

Для выработки полноценных движений губ, языка, челюсти, как уже было сказано, полезна артикуляционная гимнастика.

Различные упражнения способствуют:

выработке целенаправленной воздушной струи;

расслаблению мышц языка;

умению удерживать язык в спокойном, расслабленном положении;

укреплению мышц языка;

подъему мышц языка вверх;

вырабатыванию подъема спинки языка вверх и т.д.

Проводить артикуляционную гимнастику с ребенком необходимо ежедневно по несколько минут.

Выполняется артикуляционная гимнастика, стоя или сидя перед зеркалом.

Темп выполнения и количество упражнений постепенно увеличивается. Выполняются эти упражнения под счет, с хлопками, под музыку.

Работая дома с детьми, родителям следует помнить:

1. Принуждать ребенка нельзя. Занятия будут результативны, если они проводятся в форме игры.

2. К последующим упражнениям надо переходить, лишь усвоив предыдущие.

3. Все упражнения надо выполнять естественно, без принуждения.

Некоторые упражнения выполняются по счету, который ведут взрослые. Это необходимо для того, чтобы у ребенка выработалась наиболее важная устойчивость положений губ, языка.

При проведении упражнений не всегда у ребенка может все получиться, и это иногда вызывает отказ от дальнейшей работы. В таком случае родители не должны фиксировать ребенка на том, что у него не получается, надо подбодрить ребенка, вернуться к более простому упражнению, указав, что раньше тоже не получалось, а теперь он уже научился.

По всем возникающим вопросам нужно обязательно консультироваться .

Занятия должны проходить в игровой форме, ведь это основная деятельность детей. Можно привлечь любимую игрушку: "давай покажем зайке, как правильно выполнять гимнастику для язычка".  Проводить артикуляционную гимнастику лучше всего в виде сказки, опираясь на картинку-образ.

Рекомендации по проведению упражнений артикуляционной гимнастики

1. Проводить артикуляционную гимнастику нужно ежедневно, чтобы вырабатываемые у детей навыки закреплялись. Лучше выполнять упражнения 2 раза в день утром и вечером, по 3-5 минут. Не следует предлагать детям более 2-3 упражнений за раз.

2. Каждое упражнение выполняется по 5-7 раз.

3. Статические упражнения выполняются по 10-15 секунд (удержание артикуляционной позы в одном положении).

4. Артикуляционную гимнастику выполняют сидя, так как в таком положении у ребенка  прямая спина, тело не напряжено, руки и ноги находятся в спокойном положении.

5. Ребенок должен хорошо видеть лицо взрослого, а также свое лицо, чтобы самостоятельно  контролировать правильность выполнения упражнений. Поэтому ребенок и взрослый во время

проведения артикуляционной гимнастики могут находиться перед настенным зеркалом, также  ребенок может воспользоваться небольшим ручным зеркалом (примерно 9x12 см), но тогда

взрослый должен находиться напротив ребенка лицом к нему.

 

Организация проведения артикуляционной гимнастики дома

1. Прежде чем приступить к выполнению артикуляционных упражнений, вы должны

выяснить, как ваш ребёнок ориентируется в пространстве: может ли он показать, что находится справа, слева, впереди, сзади, наверху, внизу; различает ли он правую и левую руки. Без этого выполнение артикуляционной гимнастики невозможно или крайне затруднительно для ребёнка.

2. Расскажите о предстоящем упражнении, используя игровые приемы.

3. Покажите правильное выполнение упражнения.

4. Предложите ребенку повторить упражнение, проконтролируйте его выполнение.

5. Следите за качеством выполняемых ребенком движений: точность движения, плавность, темп выполнения, устойчивость, переход от одного движения к другому.

Практическая часть

А теперь я предлагаю вам самостоятельно выполнить артикуляционные упражнения. Поставьте перед собой зеркало. Сейчас вы сможете познакомиться с органами артикуляции так, как это делают ваши дети.

Дефектолог читает стихотворение, родители рассматривают свои органы артикуляции и выполняют действия по тексту.

Игра «Сказочка-указочка»  (Крупенчук О.И. Воробьева Т.А.)

Не устала ты пока.

Покажи, моя рука:

Это — правая щека,

Это — левая щека. Ты сильна, а не слаба, Здравствуй, верхняя губа, Здравствуй, нижняя губа, Ты не меньше мне люба! Есть у губ одна черта —

В них улыбка заперта:

Вправо — правый угол рта,

Влево — левый угол рта.

Подбородок тянем вниз,

Чтобы с челюстью отвис.

Там — к прогулкам не привык — Робко прячется язык. Нёбо вместо потолка

Есть во рту у языка.

А когда открылся рот, Язычок пошёл вперёд. Интересная картинка:

Есть и кончик, есть и спинка,

Боковые есть края —

Всё про ротик знаю я!

Мы с вами изучили органы артикуляции, а теперь вместе со мной выполним комплекс упражнений. Возьмите зеркала и приступим.

Выполнение артикуляционных упражнений «Сказка про язычок»

Ум ребенка находится на кончиках его пальцев. (В.А. Сухомлинский)

Речевые и моторные зоны расположены по соседству, поэтому "раздражая одну, совершенствуется другая".

Поскольку существует тесная взаимосвязь и взаимозависимость речевой и моторной деятельности, то при наличии речевого дефекта у ребенка особое внимание необходимо обратить на тренировку его пальцев. (вылаживание домика, елочки, флажок) Но на кухне можно детям давать перебирать разные крупы, бобовые, нанизывать бусинки и т.д.

А мы с вами будем выполнять графические диктанты, ведь они способствую развитию не только мелкой моторики, пространственному ориентированию, а так же быть усидчивыми и внимательными.

 

Родителям раздаются тетрадные листы и карандаши. Выполняем различные объемные графические диктанты.

 

Уважаемые родители!

Данный  комплекс упражнений предлагаю Вам в печатном варианте как памятку. Надеюсь, что Вы с детьми будете усердно заниматься, а если что-то будет не получаться, то я всегда рада видеть Вас и дать необходимые рекомендации.

 
Выберите язык
Russian Belarusian Chinese (Traditional) English German