СОДЕРЖАНИЕ ПРЕДМЕТНО-РАЗВИВАЮЩЕЙ СРЕДЫ В ГРУППЕ ДЛЯ ДЕТЕЙ 5-6 ЛЕТ

(материал для консультации с педагогами)

Игра, оставаясь ведущим видом деятельности у воспитанников старшей группы, обуславливает ка­чественно новые изменения в психической и лич­ностной сферах развития ребенка. В игре зарож­даются предпосылки нового ведущего вида дея­тельности учебной. Эти изменения требуют и изменения развивающей предметно-игровой среды.

I. Игровая деятельность

Обязательными компонентами предметно-игровой развивающей среды в группе должны быть:

1. Средообразующие полифункциональные пред­меты.

Универсальность разнообразных модулей задает­ся их нейтральностью, они не должны быть образны­ми или содержать признаки применения только оп­ределенным способом. Ценность их состоит в том, что ребенок может моделировать игровую среду в соответствии со своим собственным замыслом. Это могут быть «Модуль-игра», «Волшебная башня», модуль-конструктор «Квадро» и др.

2. Предметно- и природно-тематические игрушки (промышленные и самодельные).

Специфичной особенностью создания предметно-игровой среды группы является услож­ненный (в связи с приобретаемыми детьми знаниями и усложняющейся деятельностью ребенка) подбор пред­метно- и природно-тематических игрушек, например:

  • космические  корабли,  спутники,  космодромы;
  • морские  суда специального  назначения;
  • специальные приборы для исследования и т. п.; большой запас мелких игрушек.

Для обеспечения режиссерской игры необходим  большой запас мелких игрушек.    Игрушки должны быть разной степени готовнос­ти, разного размера и выполнены из различного ма­териала.

3. Предметы-заменители:

•      абстрактная игрушка. Наглядно-образное мыш­ление, первые проявления логического мышления, высокая степень развития воображения детей придает особое значение абстрактной игрушке, которую ребенок может наделить любым зна­чением в зависимости от игрового замысла в сюжетно-ролевой и режиссерской игре;

•      демпинговый материал: веревки разнообразной длины, крупные куски бумаги, ткани и т. д.;

•   природный   материал.

4. Схемы, модели, которые позволяют ребенку раз­вить сюжет в соответствии с существующими в ре­альной действительности нормами социальных отно­шений (например, схемы соподчинения ролей в иг­рах «Больница», «Корабль» и др.); схемы последова­тельности трудовых действий, операций (приготовле­ние пищи, изготовление предмета и др.).

5. Разнообразные конструкторы и строительный материал, различающиеся по:

  • размеру:  крупные, средние,  мелкие;
  • материалу:   металлические,  деревянные   (конст­руктор Поликарпова, строительный набор «Архитектор» и др.), пластмассовые («Чародей», ЛЕГО и др.), тканевые и кожаные мягкие конструкторы (плоско­стные и объемные модули, такие, как «Модуль-игра», «Змейка», «Сердечко», «Мозаика»);

• соединению отдельных деталей, что особенно важно для развития пространственного воображения («Малыш», «Тектон», «Квадро» и др.);

• представленной теме («Подворье», «Зоопарк», «Город будущего», «Мирский замок», «Городской транспорт», «Люди мира», «Домашние животные» и др.) или без определенной тематики.

Ребенок может использовать в своей конструктив­ной деятельности схемы, открытки, фотографии, ри­сунки и т. п.

Конструкторская деятельность детей обычно завер­шается сюжетно-ролевой или режиссерской игрой. Поэтому должны быть представлены сомасштабные конструкторам и строительному материалу игрушки.

6. Игры-забавы:

  • бирюльки (ее разновидности, например, «Рыбо­ловы»);
    • летающие  колпачки;
    • бильбоке;
    • со спортивной тематикой — баскетбол, хоккей, футбол и т. д.

 

II. Художественная деятельность

1.Театрально-игровая деятельность.

Все виды театров, которые рекомендованы для дет­ского сада, и куклы к ним:

  • ручной театр: бибабо, варежки, перстни, напер­стки, ладошки, пальчики;
  • игрушки для настольного театра (плоскостные, полуобъемные, объемные из различных материалов);
    • куклы-марионетки;
    • стендовые театральные игры и куклы к ним (те­атр картинок на фланелеграфе, театр теней);
    • различные театры-самоделки из Демпингового материала.

Театральное оборудование и атрибуты:

  • театральные костюмы или их элементы;
  • разнообразные   маски;
  • ширма, фланелеграф и т. п.

Возможно развитие самостоятельной сюжетно-ролевой игры в «Театр», где есть гримерная и костю­мерная, подиум, сцена.

Театрально-игровая деятельность — это комби­нированный вид деятельности, т. к. он связан с худо­жественно-трудовой деятельностью (изготовление декораций, костюмов), художественно-речевой (сочи­нение текста, передача его, отработка дикции и т. д.), музыкально-творческой деятельностью (исполнение песен, пританцовывание и т. п.).

2. Изобразительная деятельность.

  • игрушки, которые могут дать детям представление об особенностях строения, формы, пропорций между частями изображаемого предмета по разнообразной тематике (животные, человек, транспорт и т. п.);
  • народная белорусская игрушка из соломы, льна, керамики, дерева (свистульки, куклы, посуда и др.).

3. Художественный труд и конструирование.

  • демпинговый материал (различные виды бума­ги, картона, ткани — по фактуре, цвету и т. п.; раз­личные коробки, ящики и'т. п.);
    • природный   материал.

Для удовлетворения высокой двигательной ак­тивности в группе должны быть:

1.       Разнообразные спортивные игрушки и спортив­ный инвентарь: скакалки, мячи, ручные каталки, дис­ки для вращения, бадминтон, кольцеброс, городки, на­стольный теннис, клюшки, шайбы, мишень, гимнастические палки, ролики и т. д.

2. Спортивные атрибуты: султанчики, флажки и т. д.

Игрушки и другие игровые материалы для детей группы должны быть расположены сво­бодно (т. е. не привязаны к определенной сюжетно-ролевой тематике), рационально, в доступном для де­тей месте, что дает возможность ребенку самостоя­тельно подбирать необходимые для игры игровые пред­меты. Игровой материал может быть расположен как на открытых, так и на закрытых полках, доступных ребенку.

При организации игрового пространства должна учитываться функциональная совместимость игровых полей (например, несовместимо между собой сосед­ство подвижных и «тихих» игр), удобство, безопас­ность. Некоторые виды мебели (столы или полки на колесах) могут быть использованы детьми при обуст­ройстве своей игровой деятельности.

Более подробно остановимся на организации условий для игровой деятельности

Задачи воспитателя:

— развивать умение самостоятельно выбирать тему для игры;

— развивать сюжет на основе знаний, полученных при восприятии окружающего, из литературных произведений, во время просмотра телевизионных передач;

— учить согласовывать тему для начала игры, распределять роли, подготавливать необходимые условия;

— учить коллективно возводить постройки, необходимые для игры, совместно планировать предстоящую работу, сообща

--  выполнять задуманное;

— развивать умение использовать предметы-заместители.

В соответствии с перечисленными задачами в группах старшего дошкольного возраста необходимо отказаться от стационарных игровых зон, сковывающих игровую инициативу детей, предлагающих детям готовые сюжеты.

Все атрибуты различных сюжетных игр помещаются в яркие пластиковые, деревянные или картонные лотки, коробки, которые помечаются специальными условными обо­значениями (например, красный крест на коробке с атрибутами для игр «Больница» или «Аптека»; изображение книги и глобуса на коробке с атрибутикой для игр «Школа» и «Библиотека»; изображение кастрюли на коробке с игрушечной посудой для игры «Семья» и т.д.). Дети сами выбирают нужные им атрибуты в соответствии с замыслом игры. При этом сюжет может разворачиваться и обогащаться: дети начали играть в больницу, а затем им понадобилась посуда, для того чтобы приготовить пищу пациентам; атрибуты для игры «Библиотека» — в больнице устроили читальный зал для больных.

Желательно, чтобы в группах было много конструкторов и строительного материала, а также бросового материала — чтобы дети сами создавали игровую среду и атрибуты для своих игр. Для этой же цели в группах есть мягкие игровые модули.

В группах старшего дошкольного возраста необходимы также различные макеты для развития режиссерских игр детей.

Содержание игр значительно обогащается за счет накопления личного опыта детей, обогащения их представлений об окружающей действительности. Поэтому в группах старшего возраста могут появиться такие ранее не известные игры, как «Туристическая фирма» или «Рекламное агентство», «Телевидение» и др.

По-прежнему актуальным остается наличие разнообразных предметов-заместителей. Макеты: макет средневекового замка, макет корабля — парусного судна, парохода или современного теплохода, макеты различных жилых помещений и др.

Атрибуты для игры «Семья»

— куклы разные

— наборы.кукольной мебели «Жилая комната», «Спальня», «Кухня»

— посуда кухонная, столовая и чайная

— различные кухонные приборы и техника — мясорубка, тостер, стиральная машина, плита, посудомоечная машина, холодильник

Атрибуты для игры «Магазин»: магазины делаются самые разные - продуктовые, одежды и обуви, «Свет», «Радиотехника», «Салон шляп» или «Головные уборы», «Магазин игрушек», «Канцтовары», «Мебель», «Спорт», «Книги» и др. Небольшие прямоугольники бумаги с написанными на них цифрами, обозначающие «деньги». Нам также понадобятся кассовый аппарат, корзинки и сумочки для покупок.

Атрибуты для игры «Парикмахерская» или «Салон красоты»: самодельные альбомы с образцами причесок, кукольные расчески, фены, бигуди, щипцы для завивки; небольшие небьющиеся флаконы из-под духов, шампуней и др.

Атрибуты для игры «Ателье»: «рулоны» ткани, выкройки одежды, самодельные журналы мод. Швейные машины. Стойка для одежды и плечики. Возможно, игрушка-манекен.

Атрибуты для игр «Больница» или «Аптека»: в старшем возрасте дети знакомятся с различными специализациями врачей, поэтому и атрибутика игры значительно обогащается. Например, здесь могут быть таблицы для проверки зрения, различные игрушечные хирургические инструменты, игрушечные шприцы, бинты. Можно сделать коробочку с «регистратурой» — в нее помещаются «амбулаторные карты». Баночки для лекарств по-прежнему без этикеток, оклеены яркой бумагой.

Атрибуты для игр «Транспорт»: грузовые и легковые автомобили разного размера и разных марок; автомобили специального назначения; автобусы и троллейбусы; лодочки и катера разных размеров; самолеты и вертолеты. Добавляется строительная и дорожная техника: бульдозер, экскаватор, трактор. Можно вырезать рули и штурвал из картона или фанеры и сделать таблички с изображением разньгх видов транспорта.

Атрибуты для игр «Школа» и «Библиотека»: самодельные тетради и книги, мелки, картинки, наборы цифр и букв, для библиотеки — самодельные формуляры и детские книги.

Атрибуты для игры «Почта»: самодельные посылки — небольшие; открытки, телеграммы, письма в самодельных конвертах, игрушечный штемпель (детская печать).

Игрушки-животные: наборы домашних животных и диких животных средней полосы России, животных жарких стран, животных доисторической эпохи (динозавров) из разных материалов и разного размера.

Зона конструирования: большой напольный конструктор-строитель; настольный строительный материал; различные пластиковые конструкторы. Схемы для конструирования. Коробки с бросовым материалом — лоскутами ткани, кожи, бумагой и др., который дети могут использовать для изготовления атрибутов различных игр.

Так как содержание детских игр значительно обогащается, то могут появиться атрибуты для игр «Рекламное агентство», «Туристическое бюро», «Телевидение». Для «Рекламного агентства», например, нужны будут рекламные проспекты, сделанные самими детьми: вырезанные из разных журналов, наклеенные в определенном порядке образцы различных товаров. Для «Туристической фирмы» нам понадобятся туристические проспекты, «база данных» на карточках, модель компьютера и т.д. Для игры «Телевидение» — игрушечный микрофон, макет телекамеры или игрушка-телекамера, кофр для телекамеры и т.п.

Игрушки для мальчиков: роботы, трансформеры, солдатики, воины разных
эпох и народов.

Важно, чтобы у детей был бросовый материал, из которого они самостоятельно могли бы создавать атрибуты для сюжетных игр. Он хранится в отдельной коробке (лотке, сун­дучке). Воспитатель поощряет детскую самостоятельность и творчество в изготовлении атрибутики для игр, подсказывает им новые способы использования природного и бросового материала.

Атрибуты для сюжетно-ролевой игры «Школа»

Указка.

Доска (игровая).

Мелки разного цвета.

Индивидуальные доски для рисования (игрушки).

Тетради.

Ручки.

Карандаши.

Ластик.

Точилки.

Фломастеры.
Маркеры.

Кассы букв и цифр, а Наборы букв и цифр.

Числовые и звуковые линейки.
Вееры числовые и буквенные.
Математические наборы.

Книги.

Аудиовизуальные пособия.

Пластилин.

Тесто для лепки с набором формочек.

Магнитная азбука.

Магнитная доска с цифрами.

Сундучок с дополнительным материалом для детского творчества (бу­мага белая и цветная, картон, бумага самоклеящаяся, нотная бумага, ста­рые журналы и газеты различной тематики, листы прозрачного пласти­ка, скотч, клей, трафареты цифр и букв, трафареты с изображениями предметов окружающего мира, игрушки-заменители).

 
Выберите язык
Russian Belarusian Chinese (Traditional) English German