СТРАНИЧКА УЧИТЕЛЯ-ДЕФЕКТОЛОГА

Для чего нужны пальчиковые игры?

Специалисты давно заметили, что движения рук и пальцев, сопровождаемые короткими стихами, благотворно действуют на развитие детей – на развитие детской речи и мелкой моторики рук. Будет очень полезно и эффективно для ребёнка, если проводить ежедневно по 2-3 минуты массаж кистей рук и пальцев.

Игры с пальчиками создают благоприятный эмоциональный фон, развивают умение подражать взрослому, повышают речевую активность детей. Ребёнок учится концентрировать своё внимание и правильно его распределять.

При выполнении упражнений, с сопровождением их стихотворными строчками, речь становится более чёткой, ритмичной, яркой, усиливается контроль за выполняемыми движениями.

Развивается память ребёнка, так как он учится запоминать определённые положения рук и последовательность движений.

Развивается воображение и фантазия ребёнка. Овладев упражнениями, он сможет «рассказывать руками» целые истории. В результате освоения всех упражнений, кисти рук и пальцы приобретут силу, подвижность и гибкость, а это в дальнейшем облегчит освоение навыков письма.

ПОМНИТЕ!

Любые упражнения будут эффективны только при регулярных занятиях. Занимайтесь, играйте с ребёнком ежедневно.

 

 

СОВЕТЫ РОДИТЕЛЯМ ЛЕВОРУКИХ ДЕТЕЙ

Леворукость не определяется как  патология и для беспокойства нет причин.

Преимущественное владение рукой зависит не от его «хотения»  ребенка или его упрямства, не от его желания или нежелания, а от особой организации деятельности мозга, определяющей не только «ведущую»  руку, но и некоторые  особенности организации высших психических функций. Владение ребенком той или иной рукой в качестве ведущей следует рассматривать как проявление индивидуальности в пределах нормы.

Истоками леворукости могут быть наследственные факторы, процессы, происходящие в период развития плода (пренатальный период).

Переучивать леворуких  детей не следует, так как принудительное изменение доминантности ведет к нежелательным последствиям. Переучивая ребенка (изменение его специфических качеств) влияет на психическое состояние, эмоциональное благополучие и  здоровье в целом  (возникают вспыльчивость, капризы, раздражительность, беспокойный сон, головные боли, вялость; невротические реакции: нервные тики, энурез, заикание). У леворуких  детей при переучивании проявляется почти весь комплекс нарушений почерка и  трудностей формирования навыка письма.

НА ПОРОГЕ ШКОЛЫ

Поступление в школу – важный этап, как для самого ребёнка, так и для его родителей. Какие вопросы прежде всего интересуют родителей: сможет ли ребёнок успешно учиться? Справится ли он со школьной программой? Как адаптируется в новых условиях?

Прежде всего, у ребёнка должно быть желание идти в школу, т.е. сформирована мотивация к обучению. Большое значение имеет сформированность социальной позиции школьника: умение контролировать своё поведение, умение общаться со сверстниками, навык работы в коллективе, выполнение требований педагога.        Родителям необходимо как можно раньше учить детей пониманию слов «нельзя» и «надо», но не гасить при этом познавательных эмоций чрезмерно высокими требованиями и строгостью.

Основное место в подготовке к школе детей следует уделять развитию речи, мышления, памяти, внимания, восприятия и работоспособности. Необходимо научить ребёнка слушать, воспринимать, запоминать и воспроизводить полученную информацию.

Одним из важных условий становления речи у ребёнка является овладение правильным звукопроизношением. Если до поступления в школу у ребёнка нарушено произношение звуков, их дифференциация (т.е. различение), ребёнку необходима помощь логопеда. Такие дефекты произношения звуков приводят к возникновению ошибок в письменной речи, поскольку влияют на формирование фонематического слуха, нарушение которого приводит к тому, что ребёнок не воспринимает на слух близкие по звучанию или сходные по артикуляции звуки речи (р – л, ш – с, ч – щ, ц – с, б – п, т – ть и др.).

Главный фактор развития связной речи – наличие заинтересованного слушателя, и этим доброжелательным, внимательным, сосредоточенным слушателем должен стать родитель. Вовремя вставить какую-либо реплику, подбодрить, подсказать слово, да так, чтобы ребёнок не заметил, что его поправляет взрослый, – вот далеко не полный перечень средств, которыми располагает родитель в процессе становления у ребёнка связной речи.

Умение формулировать вопросы, развёрнуто и полно отвечать, запоминать и пересказывать небольшие литературные произведения, описывать события из собственной жизни, делиться своими впечатлениями от увиденного, составлять небольшой рассказ по картинке или по серии сюжетных картин – вот, что необходимо уметь ребёнку, поступающему в школу.

ИГРЫ ДЛЯ РАЗВИТИЯ РЕЧИ

Словарный запас ребёнка дошкольного возраста составляет не менее 2000 слов. В нём должны присутствовать все части речи: существительные, глаголы, прилагательные, числительные, местоимения, наречия, предлоги, союзы.

Игровые упражнения:

  • «Назови одним словом» (н-р, собака, кошка, корова и т.д.)
  • «Как ты понимаешь?» (н-р, золотые руки, железное сердце, тёплая встреча и т.д.)
  • «Придумай предложения с предлогом… (н-р, в, с, под, за и т.д)
  • «Скажи наоборот» (н-р, большой – маленький, быстро – медленно и т.д.)
  • «Сосчитай» (н-р, от одного до пяти утят (один утёнок, два утёнка и т.д. с другими любыми словами)
  • «Один – много» (здесь важно отметить многообразие окончаний имён существительных: -и, -ы (стол – столы, плащ – плащи), -а, -я (дом – дома, глаз – глаза, дерево – деревья, стул – стулья), с изменением слова (лоб – лбы, рот – рты, пень – пни, ухо – уши), не изменяющиеся по числам (пальто, кенгуру, санки).

 

Материал подготовлен учителем-дефектологом Н.Н. Артименей


 
Выберите язык
Russian Belarusian Chinese (Traditional) English German

Контакты

Минская область г.Любань, ул.Интернациональная, д.50а 

тел: 8-01794-55924

du4@luban.edu.by