Чтобы занятия не утомляли

Благотворное влияние активного отдыха в виде физкультминуток и физкультурных пауз между занятиями отмечали в

своих исследованиях многие учёные.

Физкультминутки на занятиях умственного характера входят в структуру любого занятия. Это позволяет снять утомление полезных мышц (поддерживающих тело в определенном положении длительное время), работоспособность детей на протяжении занятия остается на высоком уровне.

При организации физкультминуток необходимо придерживаться следующих рекомендаций:

–   нужно проводить физкультминутки на 7-10 минуте занятий, т.е. на начальном этапе снижения умственной работоспособности;

–   желательно сочетать физкультминутки с программным содержанием занятий; в физкультминутки следует включать упражнения, которые знакомы детям, занимательны, и направлены на снятие утомления мышечных групп (мышцы шеи, спины, кистей рук, глазные мышцы);

–   необходимо проводить разные по содержанию и форме физкультминутки, так как однообразие на занятиях снижает интерес, а, следовательно, и результативность.

Физкультминутки можно проводить в форме общеразвивающих упражнений, подвижных игр, комплекса дыхательных упражнений, активизирующих состояние центральной нервной системы (дыхательные упражнения с резким вдохом и свободным медленным выдохом), в виде танцевальных движений, а так же движений, направленных на решение конкретного задания, вытекающего из содержания занятия  (например, нужно отыскать на грядках овощи и сложить их в корзинки, не трогая при этом фрукты, ягоды и грибы, цветы и т.д.).

Выбор физических упражнений производится с учётом того, что в каждом виде деятельности детей дошкольного возраста представлены компоненты умственного и физического напряжения. Так, для удержания позы «сидя» на занятиях необходимо напряжение мышц разгибателей: затылочных, спинных, тазового пояса, которые у дошкольников ещё не достаточно развиты. Время, в течение которого ребёнок удерживает напряжённую для него статическую позу, находится в прямой зависимости от его возраста. Характер физических упражнений, выполняющих роль активного отдыха, должен обеспечить отдых тем уставшим мышцам, которые на занятиях подвержены значительной нагрузке. Очень важно, чтобы движения для обеспечения отдыха от умственной работы были простыми, интересными, хорошо знакомыми детям. Введение двигательных упражнений должно способствовать также переключению внимания ребёнка.

В комплексы физкультминуток включаются физические упражнения на крупные группы мышц, которые снимают статическое напряжение, активизируют дыхание, способствуют насыщению крови кислородом, снимают застойные явления, вызываемые сидением за столом. Физкультминутки могут быть тематическими, т.е. представлять собой набор физических упражнений, объединённых единым сюжетом, отражающим движение транспорта, животных, насекомых и т.д., а также могут представлять собой последовательность 4 – 5 несложных общеразвивающих упражнений, выполняемых в течение 3 минут (каждое движение повторяется 5 – 6 раз). Тематические физкультминутки, включающие в себя игровой компонент, способствуют не только двигательному, но и эмоциональному отдыху ребёнка. Наибольшую эффективность имеют физкультминутки, когда они связаны с задачами и содержанием занятия. Так, на занятии по формированию элементарных математических представлений с помощью физкультминутки можно решить такие задачи, как: закрепление счёта, знаний о геометрических фигурах, умений ориентировки в пространстве. Например, детям предлагается:

- хлопнуть столько раз, сколько … (Наташа) ударит мячом о пол;

- присесть на единицу больше названного или увиденного числа;

- часто используется стихотворный текст.

Например.

Раз, два, три, четыре –

Буду всех сильнее в мире.

Буду в цирке выступать.

Бегемота поднимать.

Руки в стороны и с силой к плечам. Изобразить движения клоуна,

бегемота, обезьянки и др.

Раз, два, три, четыре, пять.

Можно всё пересчитать.

Сколько в комнате углов?

Сколько ног у воробьёв?

Сколько пальцев на руках?

Сколько пальцев на ногах?

Сколько в садике скамеек?

Сколько в пятачке копеек?

Ходьба с выставлением

указательного пальца вперёд.

Показать на углы с поворотами туловища.

Приподнимать поочерёдно ноги.

Сжимать и разжимать пальцы рук.

Присесть, коснуться носков ног.

Полуприседания.

Попрыгать легко или приподнимать пяточки.

На занятиях по развитию речи можно использовать физкультминутки в упражнениях по звукопроизношению. Например:

Ча-ча-ча, печка очень горяча.

Чи-чи-чи, печёт печка калачи.

Чу-чу-чу, будет всем по калачу.

Чо-чо-чо, осторожно: горячо!

Три хлопка, руки перед собой.

Три хлопка, руки в стороны.

Три хлопка по коленям, руки вперёд.

Три хлопка, руки за спину.

Большой интерес у детей вызывают физкультминутки с текстом:

Маленький народ

Тра-та-та! Тра-та-та!

Растворялись ворота.

А из этих из ворот вышел

Маленький народ.

Один дядя вот такой,

Другой дядя вот такой,

Третий дядя вот такой,

А четвёртый вот такой!

Одна тётя вот такая,

А другая вот такая.

Третья тётя вот такая.

А четвёртая – такая!

Руки «в боки». Топают ногами.

Руки вверх – вниз.

Приседают,

Руки вниз.

Пальцы – «очки»

Руки вверх – высокий

Руки «держат газету»

Руки «держат штангу»

«Причёсывают волосы»

Изображают балерину.

«Смотрятся в зеркало»

«Прыгают на скакалке»

Далее можно предложить детям в процессе рассказывания показывать различные образы героев данного стихотворения.

Один дедушка такой,

Другой дедушка такой,

Третий дедушка такой,

А четвёртый вот такой!

Одна бабушка такая,…

И так далее.

Моя семья

Раз, два, три, четыре!

Кто живёт в моей квартире?

Раз, два, три, четыре, пять!

Всех могу пересчитать:

Папа, мама, брат, сестрёнка,

Кошка Мурка, два котёнка,

Мой щегол, сверчок и я –

Вот и вся моя семья!

Хлопки на счёт..

Руки в стороны.

Топать на счёт.

Поочерёдное поглаживание всех десяти пальцев.

Карусели

Мы на карусели сели.

Завертелись карусели.

Пересели на качели,

Вверх летели, вниз летели.

А теперь с тобой вдвоём

Мы на лодочке плывём.

Ветер по морю гуляет,

Ветер лодочку качает.

Вёсла в руки мы берём,

Быстро к берегу гребём.

К берегу пристала лодка,

Мы на берег прыгнем ловко.

И поскачем по лужайке,

Будто зайки, будто зайки.

В паре, взявшись за руки, кружатся.

Взявшись за руки. Один стоит, другой приседает, потом наоборот.

Взявшись за руки, качаются вправо – влево, вперёд – назад.

Изображают, как гребут вёслами.

Сначала приседают, потом прыгают вперёд.

Прыгают на двух ногах. Ходьба. Дыхание.

 
Выберите язык
Russian Belarusian Chinese (Traditional) English German