Метод наглядного моделирования - эффективное средство для развития речи воспитанников

Развитие речи, овладение богатством родного языка рассматриваются в контексте современных психологических исследований, изучающих различные аспекты становления личности, роль развивающего обучения, значение дошкольного детства в развитии психических свойств и способностей, уникальность и неповторимость индивидуальных особенностей воспитанников в системе отношений взрослого и ребёнка.

Основным показателем развития личности детей является уровень развития речи. Поэтому особенно важно определить наиболее эффективные методы и приёмы, способствующие развитию речи воспитанников. На связь интеллекта с развитием речи указал Л.С. Выготский: «Речь носит на себе наиболее явные признаки социального происхождения. С момента владения языком всё внутреннее развитие ребёнка от животной (биологической) фазы переходит в собственную человеческую (социальную)». Следовательно, сочетание речевого и мыслительного компонента в организации работы по развитию и воспитанию детей является наиболее оптимальным.

Процесс познания детьми окружающего мира начинается с чувственного восприятия. Однако многие явления и объекты окружающей действительности невозможно воспринимать непосредственно, и решить успешно эту задачу помогает метод наглядного моделирования. Именно моделирование позволяет эффективно сочетать речевое и умственное развитие ребёнка и способствует формированию словесно-логического мышления и познавательной деятельности у воспитанников.

Важнейшей задачей развития речи детей является развитие связной речи. Обогащение словаря, формирование лексико-грамматического строя, воспитание звуковой культуры речи находят завершающее выражение в развитии связной речи. Связная речь – это такая речь, которая организована по законам логики и грамматики, представляет единое целое, обладает относительной самостоятельностью, законченностью и может разделяться на части, связанные между собой.

Необходимость использования наглядности в системе работы по развитию речи детей общепризнанна.

Моделирование рассматривается как процесс применения наглядных моделей (Л.А. Венгер, О.М. Дьяченко) и как процесс замещения исходной системы другой, элементы которой находятся в отношениях подобия к элементам первой.

Под моделированием понимают:

- во-первых, метод исследования объектов на их моделях-аналогах определённого фрагмента природной или социальной реальности;

- во-вторых, сам процесс построения и изучения моделей реально существующих предметов явлений.

Моделирование в обучении имеет два аспекта - моделирование как содержание, которое дети должны усвоить, и моделирование как учебное действие, средство, без которого невозможно полноценное обучение.

Используя новое понятие, решая задачу путём моделирования, ребёнок рассуждает как исследователь, и именно в этом заключается важнейшее методологическое значение применения моделирования в образовательном процессе.

Моделирование с дидактической точки зрения - наглядно-практический метод обучения. Модель представляет собой обобщённый образ существенных свойств моделируемого объекта.

Метод моделирования заключается в том, что мышление ребёнка развивают с помощью специальных схем, моделей, которые в наглядной и доступной для него форме воспроизводят скрытые свойства и связи того или иного объекта. В основе метода наглядного моделирования лежит принцип замещения: реальный предмет ребёнок замещает другим предметом, его изображением, каким-либо условным знаком.

В педагогике моделирование рассматривается с точки зрения своеобразной цели обучения как содержание, которое должно быть усвоено ребёнком, как формируемая умственная способность, как тот метод познания, которым нужно овладеть. Осознание того, что свойства явлений постигаются именно с помощью моделей, способствует овладение моделированием как методом научного познания.

Обучение моделированию осуществляется легче, если начать с применения готовых моделей, а затем предложить детям построить их самостоятельно.

Можно выделить три этапа работы с предметно-схематическими моделями. Предпосылкой овладения ребёнком схематической моделью является умение сопоставлять иллюстрацию с реальным объектом. Именно иллюстрация выступает заменителем объекта на подготовительном этапе. Далее происходит знакомство с условно-реальным изображением объекта, когда в нём ещё сохраняются детали и яркие признаки, но они представлены уже схематично. И только после усвоения этого материала ребёнку предлагают изображение с высокой степенью обобщения и абстрагирования.

Ни для кого не секрет, что количество детей с тяжёлыми нарушениями речи с каждым годом увеличивается. Многие из таких детей с трудом строят фразу, не умеют грамматически правильно оформить предложение, обладают бедным словарным запасом. Для того чтобы преодолеть эти трудности, необходимо развивать речь ребёнка уже в дошкольном возрасте.

Предложенные игры с наглядно-игровыми моделями ценны тем, что сложный процесс развития речи ребёнка приобретает характер увлекательной игры и обеспечивает более качественное и успешное изучение ребёнком программного материала, обогащая его живыми впечатлениями от игры.

 

Литература:

1. Давидович, А.Л. Развитие речевого творчества старших дошкольников: пособие для педагогов учреждений дошкольного образования / А.Л. Давидович. – Минск: Нац. ин-т образования, 2011. – 104 с.

2. Старжинская, Н.С. Развитие речи и общения у детей дошкольного возраста: пособие для педагогов учреждений дошкольного образования / Н.С. Старжинская, Д.Н. Дубинина. – Минск: РУП «Издательство «Адукацыя і выхаванне»», 2012. – 120 с.

3. Учебная программа дошкольного образования. – Минск: Министерство образования Республики Беларусь, НМУ «Национальный институт образования», 2012. – 416 с.

Стасюк В.А.,

заместитель заведующего по основной деятельности

ГУО «Ясли-сад №3 г.Любани»

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Игры для обогащения словарного запаса,

формирования лексико-грамматических категорий

Игра «Копилка слов»

Цель: обогащение словаря, развитие долговременной памяти.

Содержание игры: Дети «собирают» новые слова в копилку, т.е. рисуют или обозначают при помощи символов, сразу после их образования или истолкования и с отсрочкой (после других упражнений, в конце занятия, через день).

К словам в «копилке» периодически возвращаются: на следующий день, через неделю, через месяц. Детям предлагается вспомнить слова, которые они «положили» в копилку слов и составить с ними предложение или рассказ.

Игра «Зашифруем слова»

Цель: обогащение словарного запаса, развитие логического мышления и долговременной памяти.

Содержание: Педагог просит ребенка нарисовать картинки к каждому названному им слову. Зрительный образ, соответствующий предметам возникает легко, поэтому детям предлагается «зашифровать» слова, типа вкусный суп, радость и т.п.

Игра «Волшебники»

Цель: обогащение словарного запаса, развитие долговременной памяти и логического мышления.

Содержaние: Перед ребенком раскладывается несколько карточек со схематичным изображением отдельных предметов (например, елка, дом, крылья и т.д.). Ребенку называют несколько слов и предлагают выбрать картинки, которые помогут ему запомнить эти слова, т.е. «заколдовать» слова. Далее ребенок должен воспроизвести предъявленные слова. Для этого он берет поочередно отложенные в сторону картинки и с их помощью припоминает слова, которые ему были названы. Это упражнение поможет ребенку развить логические связи между предметами.

Игра «Теремок»

Цель: обогащение словарного запаса, развитие навыков классификации

Содержание: Детям предлагаются картинки: схематичное изображение сада (для фруктов), огорода (для овощей), елки (для диких животных), дома (для домашних животных) и т.д. Дается задание «поселить» картинки в нужный теремок (критерий классификации не называется) и объяснить, почему каждую картинку поместили в тот или иной теремок.


 

Игра «Соотнеси картинки»

Цель: обогащение глагольного словаря

Содержание: Дети получают картинки с символом действия: видеть, нюхать, пробовать, слышать. Педагог предлагает им разложить картинки с изображением предметов, которые могут выполнять это действие.

Символы действий:








 

Игра «Поезд»

Цель: закрепление навыков словообразования существительных с помощью суффиксов -ик, -ищ.

Содержание: Детям предлагается несколько картинок с изображением одинаковых предметов (больших, средних и маленьких) и поезд с тремя вагонами, на каждом из которых нарисовано схематическое изображение горы (большая, маленькая, средняя). Дети находят одинаковые предметы, называют их и кладут в нужный вагончик: носик, нос, носище и т.п.

 

Игра «Семья слов»

Цель: закрепление навыков образования родственных слов

Содержание: На доску вывешивается дом, в котором «живут» слова. Окна в этом доме сделаны из прозрачной пленки и за каждым скрывается один из символов (слово большое (большая гора) – например, рыбища, слово маленькое, ласковое (маленькая горка), например, рыбка, слово красивое, слово-признак (красная лента), например, рыбный, слово-действие (две горизонтальных полосы), например, рыбачить, слово, которое говорят, когда кого-то или чего-то много (три прямоугольника), например, рыбы, слово – человек (человечек), например, рыбак, рыболов). Дети получают картинки с изображением, например, большой рыбы, маленькой рыбки, ухи, удочки, нескольких рыб, рыбака, и расселяют их по нужным квартирам.

Игра «Убираем урожай»

Цель: закрепление формы винительного падежа существительных

Содержание: Педагог приносит четыре корзины со схематичным изображением действий (срывают – рука, выдергивают – рука в кулаке, выкапывают – лопата, срезают – нож) и говорит, что сейчас дети будут собирать овощи и рассказывать, как данный овощ убирают. Дети составляют предложения типа: Морковку выдергивают. Капусту срезают. И т.д.

Лото «Предлоги»

Цель: закрепление умения употреблять предлоги в речи

Содержание: Дети получают большие карточки лото, на которых изображены два предмета: один внутри другого, один на другом и т.д. Логопед показывает схему предлога, дети составляют по своей картинке предложение с нужным предлогом и закрывают картинку схемой предлога.

 

Игра «Предлоги»

Цель: закрепление умения употреблять предлоги в речи

Содержание: Дети получают карточки с изображением, на которых изображены два предмета. Педагог показывает схему предлога, дети составляют по своей картинке предложение с нужным предлогом и располагают картинку под схемой предлога.

 

Игра «Рассели по домикам»

Цель: закрепление умения определять существительные мужского женского и среднего рода; существительные единственного и множественного числа

Содержание: Перед детьми раскладываются картинки-домики и предлагается «расселить» картинки в соответствии с родом.

 

Игра «Большой-маленький»

Цель: формирование умения детей образовывать с помощью суффиксов существительные уменьшительно-ласкательного значения

Содержание: Педагог предлагает назвать овощи на картинках и предлагает сыграть в игру: «Я буду называть большие овощи, а ты – маленькие». Затем просит ребенка повторить все пары слов.

 

Игра «Один-два-много»

Цель: формирование умения детей согласовывать существительные с числительными

Содержание: Педагог предлагает назвать овощи на картинках и предлагает расположить их под схемами. Затем просит ребенка повторить все сочетания слов.

 

 
Выберите язык
Russian Belarusian Chinese (Traditional) English German