Особенности двигательной активности воспитанников

Чтобы сделать ребенка умным и рас­судительным, сделайте его крепким и здоровым: пусть он работает, действует, бегает, кричит, пусть он находится в по­стоянном движении.

Ж.-Ж. Руссо

 

Проблема века — гиподинамия, — остро обозначенная в 50-е гг. XX в. в экономически развитых странах в ре­зультате научно-технического прогресса, коснулась и учреждений дошкольного образования. Интерес к ней оказал­ся настолько велик, что научными исследованиями в этом на­правлении стали заниматься в рамках практически всех наук о человеке (анатомии и физиологии, медицины, биологии, педа­гогики, психологии и др.).

Было установлено, что дефицит двигательной активности отрицательно сказывается буквально на всех направлениях жиз­недеятельности человека. Особое значение двигательная активность имеет в детском возрасте. По мнению физиологов, гигиенистов, врачей, в этот период она является необходимым условием формирования всех систем и функций организма. Увеличение двигательной активности бла­готворно сказывается на функциональном состоянии головного мозга.

При недостаточной двигательной активности снижается обмен веществ и объем ин­формации, поступающей в мозг из мышечных рецепторов. Это ухуд­шает обменные процессы в тканях мозга, что приводит к наруше­ниям его регулирующей функции. Снижение потоков импульсов от работающих мышц нарушает работу всех внутренних органов, в первую очередь сердца, отражается на проявлениях психических функций, обменных процессах на уровне клеток.

Для предупреждения утомления и полного использования развивающего потенциала двигательной активности необходимо обеспечить условия для различных видов движений и действий детей, включения двигательного компонента во все без исключения виды детской деятельности, в том числе умственной. Одним из основных ме­тодов руководства двигательной активности является создание условий для многооб­разной спонтанной деятельности детей с учетом индивидуаль­ных особенностей их здоровья, интересов и возможностей.

В ЗОЖ ребенка особое место отводится двигательному режи­му, который трактуется как рациональное сочетание различных видов, форм и содержания двигательной активности ребенка.

Структурными компонентами двигательного режима являют­ся все формы работы по физическому воспитанию, основу кото­рых составляет двигательная деятельность. Сюда входят: физ­культурные занятия, физкультурно-оздоровительная работа в течение дня, активный отдых, самостоятельная двигательная деятельность, индивидуальная и дифференцированная коррекционная работа, секционно-кружковые занятия; профилактичес­кие и реабилитационные мероприятия. Главная целевая направ­ленность двигательного режима состоит в том, чтобы, удовлет­воряя естественную биологическую потребность детей в движении, добиться хорошего уровня их здоровья, всесторон­него физического развития, обеспечить овладение дошкольни­ками двигательными умениями, навыками и элементарными зна­ниями в области здоровья, воспитать у них потребность в систе­матических занятиях физическими упражнениями.

Вместе взятые формы организации физического воспитания представляют собой суммарную физическую нагрузку за день, ко­торая должна отвечать индивидуальным возможностям детей. На­грузка распределяется в течение дня с учетом времени, наиболее естественного для той или иной деятельности, и носит волнообраз­ный характер. Самые высокие двигательно-физические нагрузки приходятся на время первой прогулки (с 10.00 до 12.00 ч).

Процентное соотношение организованных форм физкультур­но-оздоровительной работы и самостоятельной двигательной деятельности воспитанников в группах раннего, младшего и старшего дошкольного возраста разное, однако самостоятельные движе­ния детей всех возрастов должны составлять не менее 2/3 от объе­ма их общей двигательной активности.

Чтобы обеспечить оздоровительный эффект самостоятель­ной двигательной активности, воспитателю необходимо владеть опосредованными методами руководства, которые предусматривают такие обяза­тельные моменты, как:

  • организацию физкультурно-игровой среды (достаточное про­странство для движений, разнообразие, количество, частую сме­няемость физкультурных пособий и двигательных игрушек);
  • закрепление в распорядке дня времени для самостоятельной двигательной деятельности в обязательном порядке во время утреннего приема, до и между занятиями, на прогулке, после сна, в вечернее время в учреждении образования и семье;
  • владение воспитателем специальными (опосредованными) методами активизации двигательной активности детей.

Воспитатель должен:

  • наблюдая за воспитанниками, видеть каждого. В процессе наблюде­ния особое внимание следует обратить на мало - и гиперподвиж­ных детей, на разнообразие движений, уметь трансформировать их в игровую деятельность, что предупреждает утомление;
  • предусмотреть каждому из воспитанников место для движений, обе­регать это пространство;
  • привлечь воспитанников к размещению физкультурных пособий в групповой комнате, на участке учреждения образования и стимулировать этим самым желание двигаться;
  • снять напряжение, скованность отдельных воспитанников похвалой, совместным движением; помочь выбрать пособие и место для движений;
  • обыграть все новые игрушки и физкультурные пособия, вес­ти совместный поиск различных видов и способов движений. Например, по доске можно по-разному ходить, бегать, прыгать, ползать, прокатывать мяч. Доска по-разному может быть разме­щена в пространстве (наклонно, боком, на кубиках), что требует других сочетаний движений;
  • при знакомстве с новой игрушкой показать в первую оче­редь малоподвижным воспитанникам несложные активные движения пе­ремещения в пространстве, гиперподвижным — более сложные, требующие точности, сдержанности, осторожности (уп­ражнения в равновесии, все виды лазанья, бег по ограниченной площади и т.п.);
  • никогда не ограничивать чрезмерную подвижность воспитанника, но при этом необходимо внести в бесцельный бег сюжет, содер­жание, мотивацию.

Выполнение указанных несложных правил не только будет способствовать полному удовлетворению биологической потреб­ности в движении, но и обеспечит эмоционально-психологичес­кий комфорт воспитаннику.

Выделим общие требования к разработке двигательного ре­жима:

  • продолжительность двигательной активности в течение суток должна составлять не менее 60 % от общего времени бодрствования в группах ран­него и младшего дошкольного возраста и 50 % — старшего до­школьного возраста;
    • содержанием двигательного режима должна быть деятель­ность, разнообразная по формам (самостоятельная, организован­ная) и видам (двигательная, игровая, учебная), а также составу движений и физических упражнений, что является профилакти­кой перегрузок и утомления детей;
    • в двигательный режим включаются все формы и виды двигательной активности, в том числе кружковая и коррекционная работа;
    • периоды высокой двигательной активности чередуются с отдыхом и малоподвиж­ными видами деятельности;
    • каждый воспитанник должен иметь возможность двигаться по своему желанию в любое время дня.

В организованных формах физкультурной деятельности сле­дует:

  • индивидуализировать двигательные и физические нагрузки, учитывать интересы и возможности детей при выполнении фи­зических упражнений;
  • искать методы оптимизации двигательной активности воспитанников, которая должна со­ставлять не менее 60 % от общего времени занятия.

В учреждении дошкольного образования предусматриваются специальные фор­мы работы для обеспечения активного отдыха детей: физкультур­ные досуги, праздники, дни и недели здоровья (каникулы).

В заключение хотелось бы отметить, что эффективности оз­доровительной работы с воспитанниками способствует собственная фи­зическая активность педагога, когда он не только организатор, но и активный участник детских подвижных игр и физических упражнений, когда он стимулирует двигательную активность детей собственным при­мером. Оздоровительные возможности прогулки, утренней гим­настики и других форм физического воспитания педагогу по­лезно применить для коррекции и укрепления собственного фи­зического состояния.

Материал подготовлен руководителем физического воспитания Г.М. Батлук

 
Выберите язык
Russian Belarusian Chinese (Traditional) English German

Контакты

Минская область г.Любань, ул.Интернациональная, д.50а 

тел: 8-01794-55924

du4@luban.edu.by