Дидактические упражнения "Веселая грамматика"

Методические рекомендации

для педагогов дошкольных учреждений и родителей

Дидактические упражнения языкового содержания – важнейшее средство стимулирования языковых игр детей, их поисковой активности в сфере лексики и грамматики.

Методика проведения упражнений включает: объявление названия упражнения; описание наглядной модели и ее использование; показ взрослым выполнения упражнения; выполнение упражнения ребенком; контроль взрослого при выполнении упражнения.

Упражнение «Один — не один»

Цель: закреплять умения детей  образовывать форму множественного числа существительных в именительном падеже

Инструкция по выполнению: педагог показывает картинку, на которой изображен  один предмет, а ребенок называет его во множественном числе (Машина - … машины, дом - …дома, дерево - … деревья)

Лексико-грамматический материал: по лексической теме

Дидактический материал: карточка 1

Упражнение «Посчитай-ка»

Цель: закреплять умения согласовывать числительные с существительными

Инструкция по выполнению: педагог показывает картинку , ребенок должен посчитать предмет, изображенный на картинке (Одна машина, три машины, пять машин.)

Лексико-грамматический материал: по лексической теме

Дидактический материал: карточка 2

Упражнение «Цветная клякса»

Цель: упражнять детей в согласовании прилагательных с существительными в роде, числе.

Инструкция по выполнению: педагог показывает картинку или называет существительное , а ребенок должен добавить прилагательное в соответствии с цветом кляксы (зеленый стол, зеленый стул, зеленый диван, зеленый шкаф, зеленое кресло)

Лексико-грамматический материал: по лексической теме

Дидактический материал: карточка 3

Упражнение «Скажи наоборот»

Цель: формировать умения подбирать слова, противоположные по смыслу

Инструкция по выполнению: педагог называет признак или действие, а дети должны подобрать противоположные по смыслу слова (свежий хлеб-черствый хлеб; смеётся-плачет)

Лексико-грамматический материал: по лексической теме

Дидактический материал: карточка 4

Упражнение «Чего не стало»

Цель: закреплять умения детей образовывать форму множественного числа родительного падежа от  существительных в форме множественного числа именительного падежа.

Инструкция по выполнению: педагог называет предмет или показывает картинку, а дети образовывают форму существительного в соответствии с заданием (огурцы-огурцов)

Лексико-грамматический материал: по лексической теме

Дидактический материал: карточка 5

Упражнение «Чего не стало»

Цель: закреплять умения детей  образовывать форму родительного падежа единственного  числа существительных

Инструкция по выполнению: педагог называет предмет или показывает картинку, а дети образовывают форму существительного в соответствии с заданием (цыпленок-цыпленка)

Лексико-грамматический материал: по лексической теме

Дидактический материал: карточка 6

Упражнение «Четвертый лишний»

Цель: закреплять умения детей  классифицировать предметы, употреблять обобщающие слова, обозначающие видовые и родовые понятия

Инструкция по выполнению: педагог называет ряд предметов или показывает ряд картинок, а дети  из ряда предложенных картинок или слов должны выбрать лишнюю (медведь, корова, заяц, лиса.Корова — лишняя, потому что это домашнее животное, а медведь, заяц, лиса — дикие животные)

Лексико-грамматический материал: по лексической теме

Дидактический материал: карточка 7

Упражнение «Что делает?»

Цель: закреплять умения детей образовывать звукоподражательные  и  отыменные глаголы

Инструкция по выполнению: педагог показывает картинку, дети образовывают глаголы в соответствии с заданием (учитель-учит, мыло-мылит, ворона-каркает)

Лексико-грамматический материал: по лексической теме

Дидактический материал: карточка 8

Упражнение «Мой-моя-моё-мои»

Цель: закреплять умения детей согласовывать местоимения с существительными в роде, числе

Инструкция по выполнению: педагог предлагает картинки, а дети должны «заселить» картинки в домики «мой, моя, моё, мои» (чашка, блюдце, чайник, ложки)

Лексико-грамматический материал: картинки по лексической теме

Дидактический материал: карточка 9.

Упражнение «Чистоговорки»

Цель: закреплять умение детей правильно произносить звуки родного языка; дифференцировать их на слух и в произношении близких в акустическом и артикуляционном отношении согласных звуков (свистящих, шипящих, сонорных)

Инструкция по выполнению: Взрослый проговаривает чистоговорку и разбирает вместе с ребенком условные обозначения и схематические рисунки, затем еще раз медленно проговаривает и далее ребенок сам повторяет чистоговорку по схеме, а потом по памяти.

Также можно предложить ребенку, используя стимульный материал (картинки, условные обозначения), составить чистоговорку самостоятельно на определенный звук, развивая логическую память и мышление, а также творческое воображение.

Дидактический материал: карточки с предметно-схематическими моделями чистоговорок.


мой-моя-мое-мои

описание предметов

посчитай-ка

предлоги 2

предлоги

синонимы-антонимы

наоборот

Сравнение предметов

Один-не один

Цветная клякса

чего не стало

чего не стало 2

четвертый лишний

чистоговорки 2

чистоговорки 3

чистоговорки 4

чистоговорки 5

чистоговорки

что делает

 
Выберите язык
Russian Belarusian Chinese (Traditional) English German