Учебно-наглядное пособие "Учимся и играем"

Учимся и играем

Учебное наглядное пособие для педагогов учреждений, обеспечивающих получение дошкольного образования, родителей

Уважаемые педагоги и родители!

Учебное наглядное пособие «Учимся и играем» это серия развивающих игр, предназначенных для работы с детьми в дошкольном учреждении или дома.

Пособие содержит игры, способствующие развитию речи детей 4-6 года жизни, в первую очередь умению грамматически правильно изменять слова, согласовывать их между собой, самостоятельно образовывать слова посредством использования метода наглядного моделирования (схем, моделей).

В работе с пособием ведущая роль принадлежит взрослым. Они являются организаторами и активными участниками игрового общения воспитанников. Педагоги и родители объясняют детям правила игры, показывают пример выполнения игровых действий. В процессе игры взрослые должны поощрять инициативу играющих детей. Правильное выполнение игровых действий должно вызывать одобрение и поддержку взрослых. От вас, дорогие педагоги и родители, зависит, насколько успешно ребенок будет выполнять игровые действия каждого отдельного упражнения.

Желаем Вам и вашим детям успехов!

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ ДОШКОЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ И РОДИТЕЛЕЙ

«Ребёнок употребляет слово, не замечая его, как стекло, через которое видит мир, но не воспринимает его как предмет осознанно…» А.Р. Лурия

Игра «Опиши предмет, назови действия»

Цель: формирование умения употреблять слова, обозначающие свойства и качества, действия предметов

Дидактический материал: картинки с изображением предметов и схем (листы 1-2, 4-5)

Игровые правила: соблюдать последовательность игровых и речевых действий: назвать картинки и, в соответствии со схемой, слова-признаки, слова-действия, свойства предметов (сколько геометрических фигур – столько признаков либо действий)

Игровые действия: назвать картинки и, в соответствии со схемой, слова-признаки, слова-действия, свойства предметов (сколько геометрических фигур – столько признаков либо действий)

ХОД ИГРЫ

Взрослый предлагает детям рассмотреть схему и назвать, что она обозначает. Затем по очереди ребенок должен назвать предметную картинку и, в соответствии со схемой, слова-признаки, слова-действия, свойства предметов (сколько геометрических фигур – столько признаков либо действий).

В дальнейшем можно усложнить игру – увеличить количество геометрических фигур.

Игра «Из чего сделан предмет», «Какой»

Цель: формирование умения употреблять слова, обозначающие материал (дерево, стекло, пластмасса и др.)

Дидактический материал: картинки с изображением предметов и схема (лист 3)

Игровые правила: соблюдать последовательность игровых и речевых действий: назвать картинки и, в соответствии со схемой, слова из чего сделан предмет

Игровые действия: назвать картинки и, в соответствии со схемой, слова из чего сделан предмет

ХОД ИГРЫ

Взрослый предлагает детям рассмотреть схему и назвать, что она обозначает. Затем по очереди ребенок должен назвать предметную картинку и, в соответствии со схемой, определить из чего он сделан.

Взрослый спрашивает: «Что это? (аквариум) Из чего сделан? (из стекла) Какой аквариум? (стеклянный)».

В дальнейшем можно предложить детям назвать еще предметы, изготовленные из этих же материалов.

Игра «Гномы и великаны»

Цель: формирование умения сравнивать предметы по размеру

Дидактический материал: пары картинок (мебель, дикие животные, птицы, посуда, транспорт) и схема (листы 6-7)

Игровые правила: соблюдать последовательность игровых и речевых действий: назвать пары картинок и, в соответствии со схемой, слева расположить «слова-великаны», справа – «слова-гномы»

Игровые действия: назвать картинки и, в соответствии со схемой, слева расположить «слова-великаны», справа – «слова-гномы»

ХОД ИГРЫ

Взрослый предлагает детям рассмотреть схему и назвать, что она обозначает. Затем ребенок объединяет картинки в пары - мебель, дикие животные, птицы, посуда, транспорт и слева от схемы размещает «слова-великаны», справа – «слова-гномы».

Взрослый предлагает детям собрать картинки по парам, затем спрашивает: «Почему получились такие пары? Кто это? (медведь, белка) Какие они? (медведь – большой, а белка – маленькая)» и т.д.

Игра «Один-много»

Цель: формирование умения изменять существительные по числам

Дидактический материал: пары картинок (предмет один и несколько таких же предметов) и схема (листы 8-12)

Игровые правила: соблюдать последовательность игровых и речевых действий: назвать пары картинок, в соответствии со схемой, используя слова «один», «много»

Игровые действия: назвать пары картинок, в соответствии со схемой, используя слова «один», «много»

ХОД ИГРЫ

Взрослый предлагает детям в соответствии со схемой назвать пары картинок, используя слова «один», «много»

Игра «Кто и где спрятался?», «Подружи картинки»

Цель: формирование умения употреблять падежные формы с пространственными предлогами, строить разного типа предложения

Дидактический материал: картинный материал и схемы предлогов (листы 14-22)

Игровые правила: соблюдать последовательность игровых и речевых действий: соотнести картинку со схемой предлога и составить словосочетание

Игровые действия: соотнести картинку со схемой предлога и составить словосочетание

ХОД ИГРЫ

Взрослый предлагает детям соотнести картинки и схемы предлогов и назвать, что нарисовано на картинке.

Затем можно усложнить игру – предложить детям пофантазировать «Где еще могли бы спрятаться герои на картинках?»

Игра «Один-много»

Цель: формирование умения употреблять падежные формы с пространственными предлогами (в, на, за, под)

Дидактический материал: картинный материал и схемы предлогов (листы 14-16)

Игровые правила: соблюдать последовательность игровых и речевых действий: соотнести картинку со схемой предлога и составить словосочетание

Игровые действия: соотнести картинку со схемой предлога и составить словосочетание

ХОД ИГРЫ

Взрослый предлагает детям соотнести картинки и схемы предлогов и назвать, что нарисовано на картинке.

Затем можно усложнить игру – предложить детям пофантазировать «Где еще могли бы спрятаться герои на картинках?»


6

5

4

3

2

1

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

21

22

25

26

27

28

29

30

31

32

33

34

41

42

68

 
Выберите язык
Russian Belarusian Chinese (Traditional) English German