Развивающие игры экономического содержания

1.«КТО ЧТО ДЕЛАЕТ?»

Цель. Расширить знания детей о профессиях и трудовых действиях; воспитать интерес к новым профессиям, уважение к труду взрослых.

Материал. Карточки с изображением профессии (продавец, повар, кассир, художник, банкир) и трудового действия (взвешивает товар, готовит еду, рисует, беседует, отсчитывает деньги, показывает рекламные образцы и др.).

Содержание

Ребенок, взяв карточку, называет профессию. Находит соответствующую карточку с изображением трудовых действий и рассказывает о них.

Вариант. Дети подбирают инструменты (картинки), которые необходимы для работы людей тех профессий, которые изображены на сюжетных картинках.

2.«НАЗОВИ ПРОФЕСИИИ»

Цель. Научить ребенка устанавливать зависимость между результатами трудовой деятельности и профессией человека; воспитать интерес к людям разных профессий.

Материал. Цветок ромашки, на лепестках которой условно изображены результаты труда людей разных профессий.

Ребенок, отрывая лепесток ромашки, называет профессию, связанную с удовлетворением определенной потребности.

3.«КТО ТРУДИТСЯ, КТО ИГРАЕТ»

Цель. Закрепить представления детей о различии трудовой и игровой деятельности (трудовой — нетрудовой).

Материал. Набор карточек с изображением трудовых и игровых процессов.

Содержание

У каждого ребенка — набор парных карточек (трудовая — игровая деятельность). Ребенок описывает изображения, называет процессы (мальчик чистит ботинок, девочка стирает кукольное белье, дети танцуют, играют и т.д.), устанавливает отличия (наличие результата труда или его отсутствие).

 

4.«КАКИЕ БЫВАЮТ ДОХОДЫ?»

Цель. Уточнить знания детей об основных и дополнительных доходах; усовершенствовать навыки самостоятельного определения видов доходов (основные и неосновные).

Материал. Карточки с изображением основных видов деятельности, за которые взрослые получают основной доход — заработную плату (работа парикмахера, врача, столяра, плотника, ткачихи и др.), и видов деятельности, направленных на получение натуральных продуктов (сбор ягод, грибов; работа в саду, огороде и др.), дающих дополнительный доход.

Содержание

Дети рассматривают карточки, называют деятельность взрослых, полученный результат, выделяют основные и дополнительные доходы.

 

5.«ТОВАРНЫЙ ПОЕЗД»

Цель. Закрепить знания детей о месте изготовления товара; классифицировать товар по месту производства.

Материал. Карточки с изображением товара, плоскостное изображение товарного поезда с вагонами.

Дети раскладывают товар по вагонам так, чтобы в каждом оказался товар, одинаковый по месту производства. Например, мясопродукты — продукция мясокомбината, молочные продукты — продукция молокозавода и т.д.

Вариант. Дети группируют предметы по месту производства: мебель — мебельная фабрика, посуда — фаянсовый завод, игрушки — игрушечная фабрика и т.д.

6.«МАРШРУТЫ ТОВАРОВ»

Цель. Развить у детей умение различать товары по их принадлежности к определенной группе (бытовая техника, промышленные товары, мебель, сельхозпродукты и др.).

Материал. Картинки с изображением товаров или реальные предметы и игрушки, таблички с названием магазинов: «Одежда», «Мебель», «Бытовая техника», «Сельхозпродукты» и т. п.

Содержание

Каждый ребенок выбирает карточку-картинку, называет, что на ней нарисовано, и определяет, в какой магазин можно увезти этот товар. Выигрывает тот, кто правильно подберет карточки к табличкам с названием магазина.

7.«СОБЕРИ ВМЕСТЕ»

Цель. Расширить представления детей о товарах; научить группировать их по разным признакам.

Материал. Карта (панно) с изображением различных товаров.

Содержание

У каждого ребенка — карта, на которой нарисованы разные предметы. Используя круги (диаграммы) Эйлера-Венна, дети объединяют предметы по различным признакам: съедобные — несъедобные; игрушки — орудия труда; товары, обязательные для каждого — необязательные, и т. д.

 

8.«УГАДАЙ, ГДЕ ПРОДАЮТСЯ»

Цель. Научить детей соотносить название магазина с товарами, которые в нем продаются; развить умение обобщать группы предметов.

Материал. Картинки с изображением овощей, фруктов, мебели, обуви и т.д.

Содержание

Дети подбирают группы карточек с изображением овощей, фруктов, мебели и т. д. Выкладывают их перед соответствующей сюжетной картинкой, где нарисованы магазины «Мебель», «Овощи», «Супермаркет» и др. Устанавливают зависимость между названием магазина и товарами, которые в нем продаются.

 

9.«МАГАЗИН ИГРУШЕК»

Цель. Дать возможность детям практически осуществить процесс купли-продажи; развить умение «видеть« товар: материал, место производства, цену (стоимость).

Материал. Разные игрушки, ценники, товарные знаки, игровые деньги.

Содержание

Прежде чем купить понравившуюся игрушку, ребенок называет материал, из которого она сделана (дерево, металл, пластмасса, ткань, бумага и т.д.), место производства (где и кто сделал). Далее определяется цена игрушки. Ребенок отсчитывает определенную сумму денег и покупает игрушку. По мере того-как игрушки раскупаются, продавец добавляет новые.

 

10.«ЧТО БЫСТРЕЕ КУПЯТ?»

Цель. Развить умение устанавливать зависимость между качеством товара, его ценой (стоимостью) и спросом на него.

Материал. Карточки с изображением качественных и некачественных товаров (платья для куклы, на одном из них не хватает нескольких пуговиц; машины-игрушки, на одной из них фары разного цвета; ботинки, на одном нет шнурка).

Ребенку предлагается пара карточек с изображением одинаковых товаров. Из двух предложенных вещей ребенок выбирает ту, которую купят быстрее, и объясняет причину своего выбора.

 

11.«ЧТО И КОГДА ЛУЧШЕ ПРОДАВАТЬ?»

Цель. Закрепить знания детей о спросе на товар, о влиянии фактора сезонности (времени года) на реальный спрос.

Материал. Карточки с изображением магазина и окружающей его среды в разное время года (летом, зимой и т. д.); мелкие карточки с изображением сезонных товаров.

Содержание

Дети заполняют магазины товарами в соответствии с сезоном. Например, панамки, сандалии, сарафан, бадминтон и др. — в «летний» магазин; шубу, шапки, варежки — в «зимний».

 

12«ДОМИНО»

Цель. Закрепить знания о названии, достоинстве монет; развить внимание, память.

Материал. Карточки домино, на которых нарисованы монеты разного достоинства и в разном наборе.

Содержание

Правила игры — общие для домино. Один из детей выставляет карточку домино, следующий ребенок слева или справа кладет карточку с соответствующим «набором» монет. По окончании игры осуществляется проверка, устанавливается, правильно ли подобраны карточки.

Вариант. На карточках домино изображены денежные знаки разных стран.

 

13 «ЧТО ДЕШЕВЛЕ»

Цель. Сформировать умение ориентироваться в цене товаров, устанавливать ассортимент предметов (товаров) по цене; развить самостоятельность в выборе решения.

Материал. Карточки с изображением разных предметов, ценники.

Содержание

Сначала дети подбирают предметы, контрастные по цене, а затем устанавливают ассортимент товаров (сериационные ряды) от предмета самого дешевого до самого дорогого и наоборот. Дети сравнивают цены, находят разные и одинаковые по цене предметы.

14.«НАЗОВИ МОНЕТУ»

Цель. Расширить представления детей о разнообразии названий денег в художественных произведениях.

Материал. Сказки «Малыш и Карлсон», «Приключения Пиноккио», «Али-Баба и сорок разбойников» и др. «Портреты» сказочных героев.

Содержание

Дети рассматривают иллюстрации, вспоминают содержание сказок. Через игровую ситуацию определяют название денег, которыми пользуются герои сказок. Например, Карлсон покупает Малышу щенка, имея несколько эре. Буратино (Пиноккио) покупает билет в театр на четыре сольдо. Али-Баба и сорок разбойников владеют динарами и т. д.

 

15.«КОМУ ЧТО ПОДАРИМ?»

Цель. Развить умение правильно подбирать подарок, обосновывая свой выбор.

Материал. Карточки-картинки, на которых изображены машинка, кукла, мяч, щенок, котенок, шапка, шляпка, костюм, платье, ботиночки, туфельки, значок, бантик и др.

Содержание

Воспитатель выставляет картинки с изображением мальчика Алеши и девочки Ирины. Предлагает рассмотреть карточки-картинки, на которых нарисованы разные предметы, вещи, украшения, выбрать понравившиеся и подарить Алеше и Ирине. Дети подбирают карточки и рассказывают, кому, что и зачем они дарят.

Вариант. Дети дарят подарки героям мультфильмов, сказок.

 

16.«КАКОЕ СЛОВО ЛИШНЕЕ?»

Цель. Развить умение определять «лишний» предмет, выделяя общий признак других.

Материал. Карточки с изображением четырех предметов, из которых один лишний.

Рубль, франк, марка (в монетах), рубль (банкнота).

Кофта, машина, кольцо, солнце.

Магазин, ларек, палатка (рыночная), жилой дом.

Цена, товар, деньги, ночь.

Содержание

Ребенку предлагаются четыре картинки с изображенными на них определенными предметами. Чтобы найти лишний предмет, ребенок объединяет три предмета по какому-либо признаку. Назвав лишний предмет, ребенок объясняет свой выбор.

 

17.«НАОБОРОТ»

Цель. Научить самостоятельно находить (подбирать) противоположные по смыслу слова.

Материал. Подбор слов (дорого — дешево, ленивый — трудолюбивый, экспорт — импорт, много — мало, покупатель — продавец и т. п.).

Содержание

Воспитатель называет слово, а ребята называют противоположное. Выигрывает тот, кто быстро и правильно находит нужное слово. Затем ведущим становится ребенок.

 

18 «ПРОДОЛЖИ ПРЕДЛОЖЕНИЕ»

Цель. Развить умение выполнять ранее принятые условия при составлении рассказа.

Материал. Картинки экономического содержания; покупка товара в магазине, на рынке, изготовление товара и т.д.

Содержание

Взрослый сообщает условия игры: в каждом предложении «живут« экослова: покупатель, продавец, деньги, покупка,

цена, товар, рынок, обмен и др. Ребенок рассматривает картинки и продолжает рассказ, начатый взрослым:

—Мне понравилась игрушка в магазине...

—Муха-цокотуха покупала на рынке самовар...

Игра  «Что?» «Где?» «Когда?»

 

ПРОГРАММНОЕ СОДЕРЖАНИЕ: Закрепить знания детей о  деньгах, товаре, банке. Воспитывать правильное отношение к деньгам, уважение к людям, Умеющим хорошо трудиться и честно зарабатывать деньги. Формировать представление о таких понятиях, как «дороже», «дешевле», «цена», «заработная плата».

Формировать экономическое мышление. Развивать желание играть в игры с математическим и экономическим содержанием.

ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ РАБОТА: Беседы, игровые ситуации, дидактические игры по экономическому воспитанию, работа с родителями, разгадывание кроссвордов.

ОБОРУДОВАНИЕ: Дидактические игрушки, конверты с вопросами, ценники на игрушках, монетки.

ХОД:

КАРАБАС: Здравствуйте, дорогие ребята и уважаемые гости. Вы меня узнали?

Правильно. Я, Карабас-Барабас. А со мной мой друг - Буратино. Я приглашаю Вас в свой театр. Я там работаю и зарабатываю деньги. В своем театре я показываю сказки. Скажи, Буратино, у тебя есть

деньги?

БУРАТИНО: У меня всего 5 золотых. А У вас ребята есть деньги?

ДЕТИ: нет.

КАРАБАС: А как можно заработать деньги?(ответы детей)

КАРАБПС: Правильно. Ваши мамы и папы ходят на работу. Кто- то работает на станке,

кто-то учит детей в школе, а кто-то лечит людей и за это они получают деньги.

А я вас предлагаю заработать деньги в игре «Что? Где Когда?» Вы наверное видели эту игру по телевизору. А вот сегодня мы сами поиграем в эту игру. И вы увидите, что те только физическим, но и умственным трудом можно заработаТБ деньги, отвечая на вопросы. За правильный ответ каждый

из вас получит деньги, чем вопрос труднее, тем больше денег.

И так, игра начинается.(Дети по одному подходят к барабану, отвечают на вопросы)

ВОПРОСЫ

1. Что такое товар?

2. Как называются деньги, которые получаю пожилые люди?

3. Все ли на свете можно купить и продать?

4. Может ли человек купить все, что ему хочется?

КАРАБАС: Скрипичный ключ поставлю я,

Музыкальная пауза у нас, друзья!

(дети исполняют частушки)

В детском садике с монетой

Удивили мы полсвета

Покупаем, продаем,

Мы играть не устаем.

Моя бабушка в чулке,

Денежки хранила,

И пропали деньги те

На спички не хватило.

Я бабусе говорю:

«В банк тебя я отведу»

Там проценты ты получишь,

Заживешь на них ты лучше.

 

КАРАБАС: Продолжим нашу игру.

 

ВОПРОСЫ:

1. Что такое банк? Кто является хозяином банка?

2. Как называются деньги, которые получают мама и папа за работу?

3. Израсходованные деньги - это доход? Расход? Прибыль?

4. По какой цене выгодно продать: по дорогой или дешевой? (купить)

 

КАРАБАС: А сейчас объявляется игровая пауза. ИГР А. «Наоборот»

 

ВОПРОСЫ:

1. Где продают и где покупают?

2. Что обозначает скидка цены товара?( цена повышается, понижается, остаетсяпрежней)

3. За что родители получают зарплату?

4. Что такое семейный бюджет?

КАРАБАС: Ну, кажется, все участники заработали деньги. (Дети подсчитывают монетки)

БУРАТИНО: Но у меня мало денег и я ничего не смогу купить. КАРАБАС: Буратино, я смогу дать тебе денег в долг. БУРАТИНО: А Что такое долг?

ДЕТИ:это когда деньги дают тебе не на совсем, а на время.

КАРАБАС:и ты отдашь мне их как только заработаешь.

БУРАТИНО: Буду тебе очень благодарен.

ДЕТИ ЧИТАЮТ СТИХИ:

С экономикою нас

Начали знакомить

Что такое «вклад» и «банк»

Как деньги сэкономить.

Мы доход своей семьи

Вместе подсчитаем

Знаем цену всем вещам

Что нам покупают.

КАРАБАС: Ребята, вы все заработали деньги. В моем театре открылся новый магазин игрушек. Посмотрите, здесь даже есть книжный отдел, канцелярия. Подходите и покупайте все, на что у вас хватит денег.

КАРАБАС: Вам понравился магазин? Чем вы рассчитывались за товар?

Вы убедились, что можно зарабатывать деньги и умственным трудом.

 

Формирование представлений у дошкольников о труде взрослых и их профессиях

Консультация для воспитателей

Формы и методы работы с детьми по формированию

представлений о труде взрослых и их профессиях

Основная сложность работы по ознакомлению детей с профессиями заключается в том, что значительная часть труда взрослых недоступна для непосредственного наблюдения за ней, и в силу этого остаются за пределами понимания ребёнка. Поэтому деятельность педагогических работников по реализации задач ранней профориентации должна основываться на самых разнообразных формах и методах работы с детьми и выстраиваться системно. Для ознакомления детей с трудом взрослых можно применять традиционные методы обучения и воспитания:

словесный (беседы с использованием игровых персонажей и наглядности, чтение детской художественной литературы); наглядный (наблюдение конкретных трудовых процессов людей разных профессий, рассматривание картин и иллюстраций);

практический (экспериментирование с разными материалами, опыт хозяйственно - бытового труда);

игровой (сюжетно-ролевые игры, дидактические игры, игровые ситуации).

В практической деятельности все методы применяются не разрозненно, а в сочетании друг с другом. Работа по формированию у детей представлений о труде взрослых проводится в процессе специально организованной деятельности, регламентированной типовым учебным планом дошкольного учреждения, в процессе образовательной деятельности, осуществляемой в ходе режимных моментов, в процессе самостоятельной деятельности детей и в процессе совместной деятельности с семьёй. Система работы по формированию у детей представлений о труде взрослых строится по трём основным линиям:

приближение детей к труду взрослых;

приближение работы взрослых к детям;

совместная деятельность детей и взрослых.

Приближение детей к труду взрослых. Это направление работы осуществляется в процессе специально организованной  деятельности по формированию представлений о труде людей разных профессий с обязательным включением предварительной беседы о данной профессии. Следует уделить особое внимание усвоению детьми понятий «профессия» (что это?), «представитель профессии» (как называется человек данной профессии?), «инструменты труда» (чем работает человек?), «трудовые действия» (что делает человек?), «результат труда» (что получилось?), общественная польза труда (кому это нужно?).  Специально организованная  деятельность сопровождается рассказом, рассматриванием иллюстраций и изображений инструментов, материалов, спецодежды представителей профессий, прослушиванием художественных произведений, дидактическими играми, что позволяет детям наиболее полно понять суть и процесс профессиональной деятельности взрослого. Ознакомление детей с трудом взрослых может происходить и в процессе организованной педагогом изобразительной деятельности воспитанников: дети не только знакомятся с профессиями художник, скульптор, дизайнер, модельер по рассказам педагога, но и попробуют свои силы в этих видах деятельности. Изображение детьми представителей различных профессий также будет способствовать усвоению информации о труде взрослых. Средством ознакомления с содержанием труда выступают и произведения изобразительного искусства. Рассматривая репродукции мастеров, дети видят не только процесс труда, но и те изменения, которые со временем произошли в нём. Многие русские художники отображали в своих картинах изнурительный труд взрослых и детей (например, В. Г. Перов «Тройка», И. Е. Репин «Бурлаки на Волге»). Показ таких репродукций педагог обязательно должен сопровождать разъяснительной беседой, в которой необходимо сделать акцент именно на положительных изменениях условий и содержания современного труда взрослых. Лепка, аппликация, конструирование – все эти виды деятельности позволяют изучать разные стороны профессий без отрыва от общей темы. Выполнение физических упражнений также может быть организовано в соответствии с профессионально ориентированным сюжетом. Например, выполнение комплекса общеразвивающих упражнений «Строим дом», в котором символически воспроизводятся действия строителей, или «Летний сад», в котором имитируются действия садовников. В музыкальную деятельность можно включать игры-импровизации, например «Веселые шофёры», «Плыви, плыви, кораблик». Знакомство с профессиями произойдёт и в ходе формирования элементарных математических представлений, если педагог предложит посчитать, например, количество гвоздей у плотника, количество банок с краской у маляра, количество ёлок у лесника. При ознакомлении детей с трудом взрослых с помощью специально организованной  деятельности очень важно не только расширять, но и углублять знания о профессиях, ориентироваться не только на количество, но и на качество предоставляемой детям информации. Именно основательность такой информации положительно сказывается на дальнейшем профессиональном самоопределении детей.

Приближение работы взрослых к детям. К данному направлению работы с детьми относятся экскурсии, наблюдения, тематические встречи с людьми разных профессий. Наиболее действенные способы ознакомления детей с трудом взрослых – наблюдения и экскурсии, которые обеспечивают наглядность и ясность получаемых представлений, способствуют накоплению ярких эмоциональных впечатлений. Важно помнить, что наглядно воспринятое требует пояснений со стороны взрослого. В процессе дальнейших бесед и занятий с детьми обязательно нужно уточнять, дополнять, закреплять сведения, полученные ими во время наблюдений. Исходя из возрастных особенностей детей и возможностей персонала дошкольной образовательной организации, можно организовать экскурсии:

в медицинский кабинет;

в прачечную;

в библиотеку;

в школу;

в магазин;

в аптеку;

в парикмахерскую;

в ателье;

к светофору;

на почту;

на приусадебный участок;

на работу к родителям.

На экскурсиях и в процессе целенаправленных наблюдений необходимо, в первую очередь, соблюдать технику безопасности на рабочем месте. В процессе экскурсии дети получают возможность наблюдать различные способы выполнения профессиональных действий человека той или иной профессии. Демонстрируя дошкольникам трудовые действия, взрослый должен производить их выразительно и привлекательно, комментировать каждую операцию, дать возможность детям задать вопросы. Интерес детей к наблюдаемому труду взрослых возрастѐт, если они смогут принять в нём хотя бы небольшое участие. Взрослый может вовлечь детей в производимый им трудовой процесс, дать им посильные поручения. Когда дети имеют возможность сами активно действовать, они получают более точные и полные представления о труде взрослых. Очень важно отобрать для наблюдений содержание труда, которое наиболее ценно в воспитательном отношении и доступно для понимания детям, вызывает у них желание подражать трудовому поведению взрослых. Воспитательная эффективность ознакомления с трудом зависит не только от того, какой труд наблюдается, но и от того, на какие его стороны направляется внимание детей. В ходе наблюдений за трудом взрослых необходимо обращать внимание детей на процесс труда, на то, какими орудиями, предметами труда пользуется взрослый, на спецодежду, которая нужна для разных профессий, её назначение. В процессе наблюдений необходимо давать небольшое количество сведений, постепенно расширяя и углубляя их, дополняя известное новыми знаниями, закрепляя известное. Очень важно, чтобы усложнение содержания представлений во время наблюдений выражалось не только в нарастании объёма познавательного материала, но и во всё большем углублении в суть наблюдаемых явлений. В наблюдении за трудом людей разных профессий детей сначала привлекают видимые действия людей, орудия труда, материалы. Помимо этого педагог должен обращать внимание детей на самого трудящегося человека, его отношение к выполняемой работе, взаимоотношения с другими людьми. Тогда наблюдение за профессиональной деятельностью взрослого положительно повлияет на поведение детей, на их отношение к людям, к вещам. Педагог во время экскурсии может дополнить полученную информацию, рассказать о тех качествах, которыми должны обладать представители данных профессий, используя занимательный материал, стихи, загадки, пословицы. По возращению в группу с детьми обязательно нужно обсудить увиденное, возможно провести рисование по памяти «Что запомнилось?», «Что понравилось?». С развитием интернет-технологий становятся возможными виртуальные экскурсии, которые дают возможность педагогу вместе с воспитанниками не только путешествовать по всему миру, но и совершать экскурсии на заводы и фабрики, посещать музеи в самых отдалённых  местах.

Совместная деятельность взрослого и ребѐнка. К этому направлению работы с детьми относятся сюжетно-ролевые игры, дидактические игры, подвижные игры, чтение художественной литературы, игровые ситуации и другие формы деятельности, которые могут реализовываться в течение режимных моментов дня, в свободной и совместной деятельности педагога и ребёнка. Осознать общественную значимость труда взрослого ребёнку помогают дидактические игры, моделирующие структуру трудового процесса: цель и мотив труда, предмет труда, инструменты и оборудование, трудовые действия, результат труда. В дошкольной педагогике дидактические игры делятся на три основных вида:

игры с предметами;

настольно-печатные игры;

словесные игры.

Игры с предметами подразумевают использование игрушек и реальных предметов с целью ознакомления с профессиями взрослых. Например, в игре «Собери набор повара» дети должны из множества разнообразных предметов выбрать игрушечную посуду и столовые приборы, а также куклу в соответствующей одежде. Аналогичные игры – «Кто здесь был и что забыл», «Оденем куклу на работу», «Соберём ящик с инструментами».

Настольно-печатные игры бывают нескольких видов:

1) подбор картинок по парам, например, «Найди два одинаковых инструмента»;

2) подбор картинок по общему признаку, например, «Что нужно доктору», «Что есть в магазине». Дети подбирают картинки с соответствующими предметами, тем самым учатся классифицировать предметы как результат определённой трудовой деятельности;

3) составление разрезных картинок на профессиональную тему. Словесные игры, например «Четвёртый лишний», «Отгадай профессию по описанию», «Варим компот» помогают пополнить словарный запас ребёнка понятиями из профессиональной сферы. Грамотное проведение дидактических игр позволяет расширить представления детей о людях разных профессий. В детской художественной литературе много произведений, посвящённых труду. Стихотворения, рассказы, сказки, загадки о профессиях и орудиях труда, поговорки и пословицы о труде, трудолюбии, мастерстве, скороговорки, в которых упоминаются профессии и орудия труда, считалки, стихи для пальчиковой и артикуляционной гимнастики, физкультурной минутки помогут в непринуждённой форме дать детям новую информацию о профессиях и закрепить ранее полученные знания. Для систематизации детских представлений о мире профессий и формирования ценностного отношения к результатам труда человека используются игровые ситуации, например, «Научим Почемучку мыть чашку (сервировать стол, вытирать пыль)», «Весёлые поварята», «Поиграем в магазин». В процессе проведения праздников и развлечений также можно затронуть тему ознакомления с профессиями взрослых. На утренниках, посвящённых празднованию Дня защитника Отечества и Вооруженных сил республики Беларусь, Международного женского дня, уместно напомнить о профессиях родителей и общественной значимости их профессиональной деятельности. Спортивные праздники, Дни здоровья – хороший повод обратить внимание детей на профессии, представителям которых необходимо иметь крепкое здоровье, хорошую физическую подготовку, например, лётчику, пожарному, водолазу. Стоит обратить внимание и на проведение тематических праздников, например, День геолога, День нефтяника, День учителя, День энергетика, день машиностроителя.  Участие детей в различных творческих конкурсах также может носить профориентационный характер. Полученные в процессе вышеперечисленных форм работы с детьми представления о людях разных профессий благоприятно сказываются на развитии у детей ролевого поведения в сюжетных играх.

Сюжетно-ролевая игра – не только ведущая деятельность дошкольника, но и необходимое средство реализации задач ранней профориентации. Педагогу необходимо научить ребёнка переводить знания, полученные из разных источников в сюжеты игр. Для этого нужно помочь детям определить содержание предстоящей игры, последовательность событий, игровые действия, а также персонажей и их взаимодействие. В процессе профориентационной сюжетно-ролевой игры имитируются производственные сюжеты, ситуации, профессиональная социальная среда, модели профессионального поведения, модели межличностных профессиональных отношений. Профориентационная сюжетно-ролевая игра, в целом, не даёт новых знаний. В ходе такой игры ранее полученные знания о профессиональной деятельности взрослых преобразуются в доступный для ребёнка опыт, посредством которого эти знания ребёнком присваиваются. В возрастном аспекте сюжетно-ролевая игра профориентационного характера постепенно усложняется по содержанию.

Во второй младшей группе в игре детей трудовые действия ещё носят имитационный, подражательный характер, мало внимания обращается на результат труда. Педагогу следует стимулировать детей в ходе профориентационных сюжетно-ролевых игр:

воспроизводить наиболее характерные трудовые действия и результаты труда (водитель управляет автомобилем, следит за исправностью машины; продавец взвешивает, отпускает товар);

принимать на себя игровую профессиональную роль, участвовать в несложном ролевом диалоге;

правильно называть себя в игровой роли («Я – водитель), называть игровые действия («Я завожу мотор, еду на бензоколонку, заправляю машину бензином»);

передавать сюжет из нескольких профессиональных действий (парикмахер моет голову, стрижёт), давать оценку качества труда (работает быстро, аккуратно);

самостоятельно пользоваться деталями костюмов для исполнения той или иной роли (белый халат и шапочка для врача, бескозырка и бинокль для матроса);

договариваться в совместных действиях («Давай играть с куклами»), о ролях («Я буду врачом, приводите мне своих детей»).

В средней группе появляются игры с более сложным сюжетом, увеличивается количество изображаемых трудовых действий: построение дома (работа строителей), перевоз пассажиров и грузов (водители автобусов и грузовых машин), лечение детей (работа врачей, медсестер), продажа товаров (работа продавцов). Дети начинают сами придумывать несложные сюжеты, выбирать необходимые для игр предметы, игрушки. В ходе профориентационных сюжетно-ролевых игр педагогу следует стимулировать детей:

строить сюжет из 4-6 смысловых эпизодов;

исполнять в одной и той же игре разные роли в соответствии со смыслом разворачиваемого сюжета;

самостоятельно распределять роли с учѐтом возможностей, интересов и желаний друг друга;

находить предметы-заместители и использовать их в качестве атрибутов, изображающих инструменты и бытовую технику.

В старшей группе совершенствуются игры, в которых отражены отдельные профессии (продавец, почтальон, актёр, врач, водитель, лётчик). В игре воспроизводятся не только трудовые действия взрослых, но и взаимоотношения людей в работе, появляются игры в профессии родителей. В ходе профориентационных сюжетно-ролевых игр педагогу следует стимулировать детей:

вводить в игру новые атрибуты: технику, инструменты;

вводить в игру новые роли-специальности (пилот, стюардесса; капитан, штурман, матрос);

расширять набор сюжетов для игр («Пекарня», «Банк», «Туристическое агентство», «Зоопарк», «Театр», «Аптека»).

Именно в сюжетно-ролевых играх усваиваются сведения о профессиональной деятельности взрослых, закрепляются знания, полученные в ходе специально организованной образовательной и совместной деятельности. О том, что эти знания достаточно сформированы, говорит то, что дети охотно берут на себя ведущую роль, правильно выполняют ролевые действия, могут самостоятельно выбрать оборудование и игровые атрибуты. Успешное осуществление вышеперечисленных форм работы с детьми невозможно без организации правильной и соответствующей возрастным особенностям профориентационной предметно-пространственной развивающей среды.

Оснащение предметно-развивающей среды в целях ранней профориентации подразумевает:

подбор художественной литературы, энциклопедий, самодельных книжек-малышек, связанных с темой «Профессии», в книжном уголке;

создание картотеки пословиц и поговорок о труде, загадок, стихов и песен о профессиях и орудиях труда;

подбор иллюстраций, репродукций картин, раскрасок с профессиями в уголке изобразительной деятельности;

подбор и изготовление дидактических игр по ознакомлению с профессиями;

подбор демонстрационного материала по теме «Профессии»;

подбор мультфильмов, видеофильмов, видеороликов, связанных с темой «Профессии»;

выпуск настенной газеты, посвящённой профессиям взрослых;

оформление альбома о профессиональных династиях воспитанников;

оформление альбома с фотографиями «Профессии наших родителей»; материалы для сюжетно-ролевых игр.

Неоценимую помощь в пополнении предметно-пространственной развивающей среды учреждения дошкольного образования  могут оказать родители, которых необходимо активно вовлекать в работу по ознакомлению детей с трудом взрослых. Таким образом, формирование представлений дошкольников о труде взрослых – это необходимое направление деятельности учреждений дошкольного образования. Знакомство детей с миром профессий осуществляется на протяжении всего периода получения воспитанниками дошкольного образования и реализуется в разнообразных формах работы и во взаимодействии педагогов и родителей. Проводимая профориентационная работа позволяет ненавязчиво подвести детей к важному выводу, что труд, профессиональная деятельность являются значимой сферой жизни.

Литература:

  1. Учебная программа дошкольного образования. Минск, Национальный институт образования Министерства образования РБ, 2019.
  2. Кондрашов В.П. Введение дошкольников в мир профессий: Учебно-методическое пособие / В.П. Кондрашов.-Балашов: Изд-во "Николаев", 2004.
  3. Логинова В., Мишарина Л. Формирование представления о труде взрослых Дошкольное воспитание.- 1978.

 

Отчёт промежуточных результатов педагогического проекта за 2017/2018 учебный год

 

 

«Организация проектной деятельности как способ формирования

основ экономической культуры детей дошкольного возраста»

в 2017/2018 учебном году

Заведующий учреждения - Боярина Валентина Александровна, в должности с 2015/2016 учебного года.

Тема проекта:

«Организация проектной деятельности как способ формирования основ экономической культуры детей дошкольного возраста».

Сроки реализации: 2017-2020 гг.

Руководитель педагогического проекта:

Жаврид Елена Александровна, заместитель заведующего по основной деятельности,  осуществление руководства реализацией проекта с 2017/2018 учебного года.

Консультант педагогического проекта:

Шатило Ольга Ивановна, преподаватель кафедры ГУО «Минский областной институт развития образования», осуществление консультирования участников проекта с 2017/2018 учебного года.

Подробнее...

 
Выберите язык
Russian Belarusian Chinese (Traditional) English German